Найти тему
НОП.РФ

Пресс-конференции РАН и ФАНО: физики-лирики против прагматиков-практиков

Сегодня состоялись две пресс-конференции: Президента РАН Александра Сергеева и руководителя ФАНО Михаила Котюкова. Начались они с разницей в разных частях Москвы. Журналисты запыхались и высказывали Котюкову недоумение. Тот загадочно улыбался и сто раз повторял, что ФАНО и РАН - это разные вещи. Вокруг этого мы и начнем свой анализ.

Мир-дружба-наука? Да, на словах между РАН и ФАНО идет плодотворное и позитивное сотрудничество. Оба руководителя в один голос утверждали о взаимопонимании и конструктивном взаимодействии. Со стороны Сергеева звучало живее и ярче. Оно и понятно - ФАНО без РАН проживет, а вот РАН сама по себе - нет.

Кто в какой вселенной живет? ФАНО справедливо полагает, что существует сеть подведомственных ему учреждений, в научном руководстве которыми принимает участие ФГБУ "Российская академия наук". Это ФАНО не нравится, но какая-либо смена статуса РАН (ну, наверное, кроме ее вливания в само ФАНО в качестве совещательного органа или окончательный разгон) видимо не находится в числе интересов Котюкова. Он четко делит функции двух организаций на вопросы индивидуального и совместного ведения. И предельно четко дал понять, что ФГБУ - это тот статус РАН, который устраивает его лично, в том числе, потому что это блокирует всякие поползновения на соучредительство. Современное положение воспринимается Агентством как естественное, но не во всем удовлетворяющим видение-желание-амбиции. Не мытьем, так катаньем ФАНО формирует ту структуру, которая ему удобна (а также - более эффективна, чем существующая). В этой новой структуре РАН постепенно потеряет свое влияние на формирование направлений научных исследований, поскольку его функции будут растворены между самим ФАНО, советами директоров, советами по приоритетным направлениям, комплексными планами научных исследований и т.п.

Для РАН все совсем по-другому. РАН считает, что ФАНО захватило (оккупировало) институты РАН, отняло их от Академии. В ней до сих пор, наверное, полагают, что возможен откат в эпоху до федерального закона № 253. Поэтому для РАН ситуация целиком и полностью противоестественна. "Академическое сообщество" отторгает реальность, хочет вернуть все назад, ожесточенно выступает против всех инициатив, которые закрепляют существующий порядок вещей. Короче говоря, РАН живет в своем особом мире, который как ни странно не соответствует реальности. Стоит подчеркнуть - далеко не все в РАН. Многие понимают, что мир изменился и нужно меняться вместе с ним. Эти директоры и руководители постепенно формируют ту критическую массу, которая затем сыграет на расширение функционала ФАНО до научного руководства подведами.

Важны, конечно, не только позиции, но и само позиционирование. Президент РАН Сергеев имел мужество на пресс-конференции в очередной раз признать, что сейчас Академия с треском проигрывает все информационные процессы, в том числе - по работе с молодежью. Причем, добавим от себя, проиграла не Агентству (тут нет особого соревнования), а самой природе информационного общества. Сайт Академии наук откровенно убог и слаб. Работа со СМИ находится на нуле. Академики до сих пор полагают, что это к ним должны идти на поклон и спрашивать их мнение. Сергеев, естественно, хочет это поменять, а заодно - перехватить повестку по популяризации науки. Посмотрим, выйдет ли хоть что-нибудь из этого. На информационном поле ФАНО смотрится намного более выигрышно - сайт симпатичный, новости есть, документы (хотя бы некоторые) найти на нем возможно. Котюков не кидается громкими словами, но уж за свое держится до последнего.

Пресс-конференции оставили ожидаемое впечатление. Новый Президент РАН находится в стадии романтической влюбленности с окружающей действительностью. Слишком расширительно и свободно трактуются общие одобрительные слова "сверху". РАН продолжает жить в выдуманном мире, где острая ностальгия сочетается с безосновательными фантазиями. Пока РАН то витает в облаках, то потрясает мощами и критикует все и вся, ФАНО продолжает методично выполнять свои функции и понемногу расширять их.

Фактически получается, что ФАНО "держит" РАН при своих институтах как старую больную тетушку, которую взяли к себе в большую квартиру на подселение, чтобы худо-бедно помогать и ухаживать. Из уважения к старой и больной родственнице. РАН утверждает, что квартира (=институты) вообще-то ее и она тут главная. ФАНО отвечает - да-да, тетушка, конечно, не забудьте принять капли. Тетушка вспоминает былое и хочет вернуть свои порядки на кухню, а родственники знают, что эти чудачества ненадолго, и живут своей жизнью, устанавливая нужные им порядки.

(Материалы о пресс-конференциях Сергеева и Котюкова)