Привет. Сегодня поговорим о том почему важно отказывать. Причем отказывать не левым людям на улице (я думаю, что с этим проблем у вас нет), а коллегам и начальству.
Коллеги.
Проблема боязни отказать коллегам достаточно распространена. Причины боязни много. Начиная от "если я откажу ей сейчас, то потом мне может что-то от нее понадобиться" или "ну как я ей откажу, она потом обидится...а мне с ней работать". Если вы столкнулись с такой ситуацией, то можете себя как угодно защищать, но если вы внутри осознаете, что просьб становится все больше и это вам мешает работать - значит проблема есть. Признайте это.
Если сотрудник не умеет говорить нет, в скором будущем у него пропадет энтузиазм к работе, ему перестанет нравится приходить на работу,зная, что его там ожидает, и тогда он перестанет нести пользу для компании. Поэтому чем быстрее вы признаете проблему, тем легче ее будет решить.
Вариантов почему сложно отказать всего лишь два.
1. Хроническая проблема. Это когда человек просто сложно сказать "нет". Кому угодно. Где угодно. Не важно, попросил ли сотрудник забрать бумаги из принтера или на улице попросили мелочь.
2. Ситуативная проблема. Сюда относится все остальные проявления боязни: незнание своих обязанностей; боязнь бойкотов; страх, что все отвернутся и не помогут в будущем и т.д.
Есть один простой способ научиться говорить "НЕТ". Просто не говорите "нет". Казалось бы, что за абсурд. Но сейчас поясню.
Предположим, ко мне подходит коллега и зовет на обед. Я не хочу с ней куда-то идти, но и отказать боюсь. Тогда я говорю: "Я бы с радостью сходила с тобой на обед,но мне дали так много работы. Давай сходим в следующий раз?".
Или
Ко мне подходит коллега и просит забрать посылку на первом этаже. Я это делать не хочу, поэтому скажу ей: "Кать, у меня тоже много дел, предложи забрать посылку Сереже, я думаю он согласится".
Видите? Я не отказываю в явном виде, я не произношу "нет". Я мягко намекаю на то, что сделать поручение я не смогу.
Вначале научитесь мягко отказывать. А потом уже можете переходить на обычное "нет, забрать посылку не смогу" или "нет, на обед не пойду". Я прекрасно понимаю насколько тяжело начать говорить "нет". Поэтому предлагаю самый мягкий и щадящий вариант для вашей нервной системы.
Начальник.
Куда сложнее научиться отказывать начальству. Во всех бизнес книгах в этой главе просто пишут "не бойтесь отказать начальнику", "спросите совета как отказать у коллег ведь они отказывали ему и ни раз". Но будучи в такой ситуации, ни один из тех советов, что был мной прочтен не сработал. Пришлось протаптывать дорогу самой.
КСТАТИ. Если вас заваливают работой и заставляют выходить в выходные, и не только вас - а всех ваших коллег тоже, то тут и бессмысленно говорить "нет". Вас не услышат, а главным аргументом у начальства будет: "другие же работают". Поэтому не тратьте время. Либо смиритесь, либо ищите другую работу. Лично я не вижу смысла работать там, где меня не уважают. Думаю, вы тоже.
Если только вас нагружают работой и ставят дополнительные задачи/проекты, то спросите аккуратно: "Иван Дмитриевич, вы за последнее время на меня повесили так много задач. С чем это связано?". На любой из ответов можно ответить: "Понимаете, из-за того, что на данный момент я работаю параллельно по нескольким задачам, для меня взятие еще одной будет проблематично. Я боюсь, что пострадает качество выполняемой работы, а этого я допустить не смогу. Вы бы могли назначить другого человека ответственным за нее?".
Не стоит забывать, что начальник - это не человек обладающий суперпамятью, который способен запоминать сколько задач висят на сотрудниках. В некоторых случаях, начальство ставит задачи на одного и того же сотрудника, потому что уверено в нем и оно уж точно не подгадывает время, когда данный сотрудник освободится для того, чтобы повесить на него эти задачи.
У меня есть сотрудник, на которого я вещала кучу задач и даже не догадывалась, что ему тяжело. Ведь я не видела что он делает. Если бы он не сказал о проблеме, я бы и дальше транслировала на него эти задачи.
Если же начальник просит вас о чем-то не связанным с работой ("забрать книги/почту", "отвести бумаги домой", "забрать кого-то откуда-то на машине") то вы имеете полное право отказать ему не стыдясь. Но если для вас это все же тяжело, то попробуйте воспользоваться фразами типа: "Иван Дмитриевич, я не хочу брать на себя эти обязанности, так как это не входит в список моих компетенций". Не бойтесь это сказать, ведь он не боялся вам это предложить. Если вы боитесь, что это повлечет за собой плачевные последствия, то можете этого не боятся. А знаете почему? Сильные уважают сильных. Вы скорее приобретете уважение, нежели потеряете его. Если не верите, то просто поставьте себя на место этого начальника.