Почему в метро так много неадекватов

506 прочитали

Известно, что в метро водится самая крупная популяция интересных личностей. Но вообще-то это просто иллюзия, вызванная стрессом. Чтобы это продемонстрировать, проделаем виртуальное путешествие от станции Теплый стан до Царицыно. Почему такой маршрут? Не знаю, мне кажется, он достаточно длинный, при этом не перегружен пересадками, так что его можно считать условным средним маршрутом. Он занимает 47-50 минут с одной пересадкой.

Известно, что в метро водится самая крупная популяция интересных личностей. Но вообще-то это просто иллюзия, вызванная стрессом.

Исходя из среднесуточного пассажиропотока на всех станциях нашего маршрута, - это средние цифры, если не брать часы пик, а в них нагрузка больше, - общий поток на маршруте составит 1102,7 тысяч человек. Это поток в оба направления, потому в одном направлении с нами суммарно едет 551 тысяча человек.

Поезда идут со средней скоростью 40 поездов в час. Тогда по маршруту на одном поезде перемещается 13,8 тысяч человек. Полученное число это общее количество людей, которые могли бы бы проехать по аналогичному маршруту (либо проделали аналогичный по длине путь). Но вряд ли эти люди действительно сядут и выйдут на той же станции, что и я - таким образом, это асимптота нормального распределения, а общее число людей, с которыми я мог бы столкнуться в процессе 47-минутной поездки - можно грубо определить как 330 тысяч человек. Это все люди, побывавшие на наших станциях за время поездки, но с каждым из них мы можем столкнуться в тот или иной момент времени.

Теперь от среды перейдем к объекту, т.е., от метро - к пассажиру.

Принятое в научпопе определение чуда заключается в том, что событие чрезвычайной важности может произойти с вероятностью один к миллиону. Так как человек получает примерно 1 впечатление в секунду, то за время бодрстовования (16 часов) он испытывает примерно 57,6 тыс. впечатлений в день, или 1,7 млн. впечатлений в месяц. С точки зрения статистики, в таком режиме человек будет испытывать чудо примерно раз в 20 дней.

Тонкость в том, что память не позволяет запоминать все эти миллионы впечатлений. Большинство действий совершаются на автомате, и секунд, когда человек работает не на автопилоте, относительно немного - примерно 10 тысяч в день. Поэтому, кстати, многие интересные события проходят мимо внимания - в их моменты потенциальный свидетель может быть отвлечен чем-то другим. Так вот, эти десять тысяч, в свою очередь, делятся по эмоциональной окраски. Иначе говоря, впечатление, полученное в стрессовом состоянии, будет более ярким.

Также известно, что любой человек, умный большую часть времени, может вести себя глупо. Предположим, что глупо он себя ведет примерно раз в неделю, пока едет в метро.

Имея в виду, что потенциально за время нашей поездки мы можем встретить около 330 тысяч человек, можно предположить, что около 15% в единицу времени могут чего-нибудь отчебучить, а это 49,5 тысяч человек, или тысяча человек в минуту нашей поездки.

Учитывая емкость среднего поезда и то, что мы едем в одном вагоне в двух поездах, то за время поездки мы можем лично столкнуться примерно с пятьюстами людьми.

То есть - за время поездки мы можем лично встретить до пятисот человек вообще, до 330 тысяч человек в принципе - и почти 50 тысяч из них неадекватны: стоят в проходе, тупят при навигации, загораживают выход из вагона и раздражают другими способами. Понятно, что в Москве нет какой-то выведенной специально популяции умственно отсталых - даже достаточно хорошо соображающие пассажиры (потому что тупить раз в неделю, это очень редко; обычно бывает вдвое и втрое чаще), все равно суммарно создают толпу, а коллективный разум сообразительностью не отличается.

Из этого следует два малоутешительных вывода: первый простой - не надо нервничать, когда кто-то зависает в вагоне, на платформе или эскалаторе; велика вероятность того, что этот человек на самом деле впервые так облажался. Второй вывод еще проще - надо понять и простить, так как сам наблюдатель точно такой же бестолковый пассажир, если он не мегамозг типа Хокинга, но это практически невозможно.