«Джеки в царстве женщин» (2013)– фильм карикатуриста французского журнала «Шарли Эбдо» Риада Саттуфа, должен был бы оскорбить представителей всех конфессий, всех гендеров и полов, всех политических систем. Как ни странно, этого не произошло, и фильм даже не вызвал сильного резонанса, даже несмотря на то, что в главной роли в нем снялась скандальная Шарлотта Генсбур.
«Джеки в царстве женщин» (2013)– фильм карикатуриста французского журнала «Шарли Эбдо» Риада Саттуфа, должен был бы оскорбить представителей всех конфессий, всех гендеров и полов, всех политических систем. Как ни странно, этого не произошло, и фильм даже не вызвал сильного резонанса, даже несмотря на то, что в главной роли в нем снялась скандальная Шарлотта Генсбур.
Первое, что бросается в глаза в фильме – это пародия на патриархальное общество. В выдуманном государстве Бубун мужчины находятся в подчиненном положении, носят чадру и мечтают стать мужем богатой женщины, а некоторые – даже дочери правительницы – полконессы. Женщины же занимаются бизнесом и военным делом, имеют по несколько мужей и обладают неограниченной властью – в одной из сцен даже показана сцена изнасилования главного героя Джеки дочкой хозяйки магазина. По сути, сама история Джеки – это пересказанная на новый лад сказка «Золушка».
Вопрос пола в фильме очень зыбок – герои легко меняют не только гендерную, но и половую идентичность. Джеки, обычно одетый в бубунское мужское платье, попадая во дворец, притворяется женщиной и переодевается в женскую военную форму. Увидев его в женской одежде, принцесса в исполнении Шарлотты Генсбур влюбляется в него, но этот лесбийский союз тоже таким останется недолго. Основа фильма – игра, где пол и гендер оказываются лишь заданным условностями, которые легко превращаются в свою противоположность.
Второй важный момент – это то, как обыгрываются элементы фильмов-антиутопий. Печальное и темное государство Бубун, где жителей кормят их же остатками жизнедеятельности, визуально напоминает пространство фильма «Голодные игры». Джеки так же, как и Сойка-пересмешница, живет в бедности в провинции, но волей судьбы попадает во дворец правителя. Может показаться, что «Джеки в царстве женщин» также представляется собой антиутопию, но если распутать сложную цепь игр с гендером, полом, властью, и режимами, то становится понятно, что все совсем не так просто.
Здесь кроется ключ к тому, почему фильм не вызывал сильной реакции – он не несет какой-то новой ключевой идеи насчет природы тоталитаризма, феминизма, изменения пола или религии – он высмеивает крайности. Жестокий матриархат внезапно оборачивается гендерной и половой анархией, тоталитарная система оказывается сделанной из отходов, а свобода оказывается такой разнузданной, что требует хотя бы немного насилия со стороны власти. Эта одинаковая пародия и на мусульманский мир, и на либералов, на женщин в чадрах и на трансгендеров. По большому счету, это довольно правдоподобное описание современной Европы, где арабы живут рука об руку с европейцами. После этого фильма серьезность, с который действует,например, героиня «Голодных игр», выглядит смешной и совершенно несовременной – она ведь только к концу третьего фильма понимает, что свержение тирана всегда порождает тирана нового. У Джеки же совершенно нет героических и властных амбиций, он добрый, скромный и честный, и мечтает лишь стать мужем полконессы, в которую влюблен.
Мирные устремления Джеки и общий комедийный посыл фильма дают зрителю ясную рекомендацию по выживанию в современном мире и противостоянию терроризму. Это старинный, но одновременно новаторский посыл: все идеи по усовершенствованию мира, кроме любви, ведут к катастрофе.
Ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал и вы узнаете, как не потеряться в море жизни и быть довольным собой