Отсутствующие дедлайны Индии: мистер Сингх следит за тобой

Отсутствие точных сроков выполнения работ - бич российских и индийских провинций. Это отмечают и ученые, и бизнесмены, и путешественники. С другой стороны, если нужно сделать что-то очень срочно и качественно, то вам тоже сюда - эти люди не подведут и быстро смастерят то, на что у многих ушло бы определенное время.

То, что есть нечто близкое между Россией и Индией становится заметно уже тогда, когда сам отправляешься в путешествие по провинциям этих стран. Покидая их мегаполисы, ты чувствуешь себя как дома – всем на всех пофиг, жизнь лишается искусственного лоска, созданного на курорте для туристов – тебя могу ограбить, пригласить в гости, поделиться глубоко личным переживанием. И это будет с большой буквы Жизнь. Здесь отличается все – скорости движения, а главное – само отношение людей к ходу времени.

   Отсутствие точных сроков выполнения работ - бич российских и индийских провинций. Это отмечают и ученые, и бизнесмены, и путешественники.

В Индии нет точного соблюдения дэдлайнов, зато если перед индийцем стоит определенная (пусть даже очень сложная) работа, то он ее обязательно выполнит. Так же как часто и в провинциальной России.

Это отмечают ученые, бизнес-аналитики, но можно заметить и самому.

"Если что, пиши в WatsApp. Ирфан"

Летом, находясь в самом северном штате Индии Джамму и Кашмир, мне было необходимо отправиться в Дели. У меня на руках был билет на автобус до столицы, купленный несколько недель назад, у поджарого достаточно молодого индийца Ирфана. На бумажке было много полей, но объединяло их всех то, что почти все они были пустые. Одна из немногих надписей на билете гласила: «Если что, пиши в WhatsApp. Ирфан». Далее – телефон.

Еще раз посмотрев на документ, я подумал: как же мне удалось так наивно довериться первому встречному продавцу, который пообещал отличную дорогу из Леха (город, где я находился) в Дели, предоставив мне, фактически, закладку в книгу?!

Несмотря на то, что я был не впервые в Индии, я обнаружил, что пока еще не готов принять для себя девиз этой местности: «Расслабься. Это Индия!». Поэтому я не раз крепким словом вспоминал Ирфана, ища на пересадках вокзалы, машины и доказывая водителям, что моя закладка имеет хоть какую-то силу.

Но все же надо отметить, что Ирфан обеспечил мне и моему другу, наверное, самое дешевый трансфер из всех возможных вариантов. Более того, не менее половины пути по горным серпантинам мы ехали, фактически, на джипе, что было значительно безопаснее, чем входить в повороты на громоздких автобусах на узких дорогах над гималайскими пропастями.

Мистер Сингх

Мое знакомство с мистером Сингхом состоялось все тогда же, летом 2017 года, в Кашмире. И он будет еще одним примером отсутствия в Индии понятия дэдлайн:

Когда я еще находился в Лехе, в Кашмире, продавец билетов Ирфан передал, что все подробности о моем трансфере до Дели он сообщил некто мистеру Сингху. Прозвучало как призыв вспомнить «Мальчишник в Вегасе».

Шутки шутками, а мы с другом, озабоченные покинуть Лех вовремя, пошли в неизвестную нам часть города искать некто Сингха. Кто такой мистер Сингх? Не послал ли меня Ирфан таким образом ко всем чертям – «Сингх» здесь такая же распространенная фамилия как у нас «Иванов»? Все, что мы знали, что он живет в отеле Asia, существование которого тоже было еще под сомнением.

После небольших скитаний, мы нашли его - в отеле Asia нас встретил не очень молодой индиец, который показался дружелюбным и внушающим доверие. Он сказал, что он лично займется нашим маршрутом до Дели уже завтра.

Сейчас я ничуть не сомневаюсь, что все это мистер Сингх говорил с полной верой в свои слова, но на деле оказалось, что его водитель…проспал.

Было еще темно. По улицам периодически пробегали крысы. Где-то вдали раздавались пения муллы. А наш водитель мылся в душе, будто бы совершенно не переживая за то, что на улице его ждут люди.

Это настоящая Индия. Ее можно только принять. В противном случае ты либо так и останешься туристом, не готовым к рискам, либо еще по какой-то причине «сойдешь с дистанции».

Мы ехали на мини-автобусе около 18 часов. Менялись ландшафты, увеличивалось число военных баз Индии, которые сторожат Кашмир от военных столкновений с Пакистаном и Китаем, но одно оставалось неизменным – это уверенность водителя, с которой тот без перерыва вел свою машину. Возможно, такая же была и в глазах Ирфана, когда он продавал мне билет неизвестно куда.

   Отсутствие точных сроков выполнения работ - бич российских и индийских провинций. Это отмечают и ученые, и бизнесмены, и путешественники.-3

Да, водитель проспал, да, Ирфан мог вообще забыть про билет, да, водитель нашего следующего автобуса перед поездкой забивал косяки, но в последний момент, когда уже нельзя было иначе, - в Индии случается все как надо. По крайней мере, у меня. Это поддерживает наивную веру в индийцев. Когда видишь их пофигизм, особенно в условиях тотального хаоса, так и хочется сказать: «Привет, Россия! Я скучал».

За несоблюдением дэдлайнов в провинциях Индии стоит не какое-то попустительство или лень, но особое представление о том, как все должно быть сделано. Наши представления о точных сроках и датах здесь имеют мало значения – важно какой ты человек. Если хороший, то не пропадешь.

Кстати, мистер Сингх при пересадке на другой автобус выручил нас просто разговором по телефону с местным водителем, хотя в терминах европейского мира можно было бы сказать, что его бизнеса наша судьба уже не касалась.