Закупки по Закону №223-ФЗ - "благоприятная среда" для Заказчика.
Заказчики проводят свои закупки в соответствии с Положением о закупках, в котором могут прописать все, что им захочется. Поэтому нарушения маловероятны, если все правильно оформить.
При этом есть большая проблема, связанная с обжалованием закупочных документаций по Закону №223-ФЗ.
Проблема в том, что Закон 223-ФЗ не предусматривает возможность подачи жалобы на закупочную документацию.
В части 10 статьи 3 Закона прописаны следующие основания для обжалования:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как видно из положений законодательства, ни одно из оснований нельзя прямо подвести под оспаривание положений закупочной документации, в основном можно сослаться на неразмещение обязательной информации и предъявление завышенных требований.
Пример:
Московское УФАС, например, отказывает зачастую в рассмотрении жалоб на документацию, ключевым моментом в рассмотрении жалоб по 223-ФЗ - подача заявки, без нее рассматривать жалобу не станут.
Обоснование таких действий - статья 18.1 Закона №135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой подавать жалобу на закупку по Закону №223-ФЗ могут только участники закупки.
А в Законе 223-ФЗ (в отличие от Закона №44-ФЗ) участником закупки признается лицо, реально подавшее заявку (а не потенциальный участник, по Закону №44-ФЗ).
Но в других регионах тер.управления ФАС работают иногда по-другому и рассматривают такое жалобы, которые не рассматривает Московское УФАС.