Часть 1.
И сразу вопрос к публике : возможно ли такое в России?
2017 год стал для многих ритейлеров США по-настоящему апокалиптичным. В стране, где, казалось бы, еще совсем недавно торговые центры были меккой и культурным достоянием общества потребления, началась волна массового закрытия моллов. С торговыми центрами прощаются так называемые «якоря» – крупные универмаги, необходимые молу как воздух. Ведь именно они генерируют основной поток трафика и привлекают более мелких арендаторов.
Так, одна из старейших торговых сетей Macy’s объявила о закрытии 68 магазинов по всей стране от Орегона до Флориды и увольнении свыше 10 000 работников. «Мы продолжаем ощущать снижение торговых потоков в магазинах, где происходит основной объем нашего бизнеса», — не без сожаления отметил Терри Лундгрен, генеральный директор Macy’s.
Еще одной крупной компанией, по которой больно ударил текущий кризис «торговых центров», стала розничная сеть Sears. Ей пришлось пойти на непопулярные меры и объявить о закрытии 150 убыточных магазинов на территории США. «Наши действия связаны с изменением в поведении потребителей, поэтому мы меняем свою бизнес-модель, чтобы привести ее в соответствие с потребностями клиентов», — заявил Эдди Ламперт, глава компании Sears Holdings.
Помимо Macy’s и Sears, планируют закрыть свои офлайн-магазины и другие тяжеловесы американской розничной торговли:
- Payless ведет переговоры о закрытии 1000 магазинов.
- BCBG Max Azria Group подала заявление о банкротстве.
- Crocs Inc. закрывает 160 магазинов в течение следующих 2 лет.
- Abercrombie & Fitch закроет 60 магазинов в США.
- Sports Authority закрывает от 200 до 450 магазинов.
- Radio Shack закрыла 1784 магазинов в США.
- Barnes & Noble закрывает 223 магазина.
- Children’s Place закрывает 200 магазинов.
- Office Depot & Office закрывает более 400 магазинов.
- Pier One Imports закрывает 60 магазинов.
- Macy’s закрывает 100 магазинов.
- Staples заявили о закрытии еще 70.
- JCPenney закроют 140 магазинов.
Проблемы традиционной розницы в США назревали давно. Еще в конце девяностых то и дело появлялись звоночки в виде greyfield malls – торговых центров, находящихся на грани закрытия или окончательно закрытых. Только в 1999 году их насчитывалось около двухсот. Уже тогда внимательные участники рынка понимали, офлайн-ритейл в скором будущем ожидает в лучшем случае колоссальная трансформация, в худшем – закономерная смерть.
На роль «убийцы» торговых центров многие эксперты небезосновательно выдвинули онлайн-магазины, в том числе и Amazon, который, к примеру, серьёзно теснит офлайн-ритейл в Аризоне. В 2017 году Уоррен Баффетт заявил следующее: «Уже через 10 лет розничная индустрия кардинально изменится – онлайн-торговля окончательно вытеснит традиционный ритейл». Вторит ему и основатель Starbucks: «Раньше покупатель относился к посещению молла, как к походу в клуб. Многие отправлялись туда, чтобы хорошо провести время, встретиться с приятелями, отвести детей в кино. Современный же покупатель относится к покупке более рационально. Я думаю, что именно развитие интернета и интернет-торговли сильно ударило по моллам», — высказался Говард Шульц.
Точка зрения известных предпринимателей подтверждается и сухими цифрами аналитических отчетов. По данным исследования, проведенного компанией United Parcel Service, в 2015 году онлайн-продажи впервые обогнали по популярности традиционные походы в торговые центры — 51 % жителей США отдает предпочтение онлайн-магазинам. Совокупный объем рынка электронной торговли в том же году составил $349,06 млрд.
Осознав, что модель поведения потребителей сменила свой вектор, гиганты традиционной американской розницы вынуждены адаптироваться. Закрывая офлайн-магазины, активно выходят на рынок онлайн-торговли такие сети как Kmart, Sears и J.C. Penney. Однако успешнее всего это удалось сделать только Wal-Mart за счет приобретения быстрорастущего онлайн-ритейлера Jet.com, а также интернет-магазина обуви ShoeBuy.
Несмотря на некоторые тревожные сообщения, говорить о полномасштабном кризисе торговых центров в России пока рано. Однако общий тренд для ситуации в нашей стране и за океаном все же имеется. Речь идет об онлайн-торговле, которая показывает приличные темпы роста вот уже 4 года подряд. Так объем рынка интернет-торговли в России в 2016 году вырос на 21 % по сравнению с 2015 и составил 920 млрд рублей, а уже в этом году по прогнозам аналитиков он достигнет 1,1 трлн руб.
В июле этого года Яндекс анонсировал, что сервис «Яндекс.Маркет» меняет формат, трансформируясь в онлайн-гипермаркет по аналогии с американским Amazon. И уже на днях привлёк инвестиций на сумму в 30 млрд руб. от Сбербанк.
Региональные продуктовые сети, естественно, в курсе растущей популярности онлайн-покупок среди россиян и уже активно выходят на рынок электронной коммерции, заставляя потесниться обычные интернет-магазины. 4 из 10 крупнейших по объему онлайн-продаж российских магазинов принадлежат крупным федеральным сетям. Наилучшие показатели у компании «М-Видео». Интернет-продажи этого ритейлера за 2016 год показали рост на 26,6 % до 25,9 млрд рублей.
Мнения экспертов по этому вопросу заставляет задуматься об этом, и на примере Тимофея Шиколенкова, главы маркетинга «Аудиомании»,и ведущего эксперта ИРИ, автор книги «Ваш интернет-магазин от А до Я», который высказал свою точку зрения на этот вопрос.