Найти тему
Дневник риелтора

Американские торговые центры доживают последние дни

Оглавление

Часть 1.

И сразу вопрос к публике : возможно ли такое в России?

2017 год стал для многих ритейлеров США по-настоящему апокалиптичным. В стране, где, казалось бы, еще совсем недавно торговые центры были меккой и культурным достоянием общества потребления, началась волна массового закрытия моллов. С торговыми центрами прощаются так называемые «якоря» – крупные универмаги, необходимые молу как воздух. Ведь именно они генерируют основной поток трафика и привлекают более мелких арендаторов.

Так, одна из старейших торговых сетей Macy’s объявила о закрытии 68 магазинов по всей стране от Орегона до Флориды и увольнении свыше 10 000 работников. «Мы продолжаем ощущать снижение торговых потоков в магазинах, где происходит основной объем нашего бизнеса»,  не без сожаления отметил Терри Лундгрен, генеральный директор Macy’s.

Еще одной крупной компанией, по которой больно ударил текущий кризис «торговых центров», стала розничная сеть Sears. Ей пришлось пойти на непопулярные меры и объявить о закрытии 150 убыточных магазинов на территории США. «Наши действия связаны с изменением в поведении потребителей, поэтому мы меняем свою бизнес-модель, чтобы привести ее в соответствие с потребностями клиентов»,  заявил Эдди Ламперт, глава компании Sears Holdings.

Помимо Macy’s и Sears, планируют закрыть свои офлайн-магазины и другие тяжеловесы американской розничной торговли:

  • Payless ведет переговоры о закрытии 1000 магазинов.
  • BCBG Max Azria Group подала заявление о банкротстве.
  • Crocs Inc. закрывает 160 магазинов в течение следующих 2 лет.
  • Abercrombie & Fitch закроет 60 магазинов в США.
  • Sports Authority закрывает от 200 до 450 магазинов.
  • Radio Shack закрыла 1784 магазинов в США.
  • Barnes & Noble закрывает 223 магазина.
  • Children’s Place закрывает 200 магазинов.
  • Office Depot & Office закрывает более 400 магазинов.
  • Pier One Imports закрывает 60 магазинов.
  • Macy’s закрывает 100 магазинов.
  • Staples заявили о закрытии еще 70.
  • JCPenney закроют 140 магазинов.

Проблемы традиционной розницы в США назревали давно. Еще в конце девяностых то и дело появлялись звоночки в виде greyfield malls – торговых центров, находящихся на грани закрытия или окончательно закрытых. Только в 1999 году их насчитывалось около двухсот. Уже тогда внимательные участники рынка понимали, офлайн-ритейл в скором будущем ожидает в лучшем случае колоссальная трансформация, в худшем – закономерная смерть. 

На роль «убийцы» торговых центров многие эксперты небезосновательно выдвинули онлайн-магазины, в том числе и Amazon, который, к примеру, серьёзно теснит офлайн-ритейл в Аризоне. В 2017 году Уоррен Баффетт заявил следующее: «Уже через 10 лет розничная индустрия кардинально изменится – онлайн-торговля окончательно вытеснит традиционный ритейл». Вторит ему и основатель Starbucks: «Раньше покупатель относился к посещению молла, как к походу в клуб. Многие отправлялись туда, чтобы хорошо провести время, встретиться с приятелями, отвести детей в кино. Современный же покупатель относится к покупке более рационально. Я думаю, что именно развитие интернета и интернет-торговли сильно ударило по моллам», — высказался Говард Шульц.

Точка зрения известных предпринимателей подтверждается и сухими цифрами аналитических отчетов. По данным исследования, проведенного компанией United Parcel Service, в 2015 году онлайн-продажи впервые обогнали по популярности традиционные походы в торговые центры — 51 % жителей США отдает предпочтение онлайн-магазинам. Совокупный объем рынка электронной торговли в том же году составил $349,06 млрд.

Осознав, что модель поведения потребителей сменила свой вектор, гиганты традиционной американской розницы вынуждены адаптироваться. Закрывая офлайн-магазины, активно выходят на рынок онлайн-торговли такие сети как Kmart, Sears и J.C. Penney. Однако успешнее всего это удалось сделать только Wal-Mart за счет приобретения быстрорастущего онлайн-ритейлера Jet.com, а также интернет-магазина обуви ShoeBuy.

Несмотря на некоторые тревожные сообщения, говорить о полномасштабном кризисе торговых центров в России пока рано. Однако общий тренд для ситуации в нашей стране и за океаном все же имеется. Речь идет об онлайн-торговле, которая показывает приличные темпы роста вот уже 4 года подряд. Так объем рынка интернет-торговли в России в 2016 году вырос на 21 % по сравнению с 2015 и составил 920 млрд рублей, а уже в этом году по прогнозам аналитиков он достигнет 1,1 трлн руб.

В июле этого года Яндекс анонсировал, что сервис «Яндекс.Маркет» меняет формат, трансформируясь в онлайн-гипермаркет по аналогии с американским Amazon. И уже на днях привлёк инвестиций на сумму в 30 млрд руб. от Сбербанк.

Региональные продуктовые сети, естественно, в курсе растущей популярности онлайн-покупок среди россиян и уже активно выходят на рынок электронной коммерции, заставляя потесниться обычные интернет-магазины. 4 из 10 крупнейших по объему онлайн-продаж российских магазинов принадлежат крупным федеральным сетям. Наилучшие показатели у компании «М-Видео». Интернет-продажи этого ритейлера за 2016 год показали рост на 26,6 % до 25,9 млрд рублей.

Мнения экспертов по этому вопросу заставляет задуматься об этом, и на примере Тимофея Шиколенкова, главы маркетинга «Аудиомании»,и ведущего эксперта ИРИ, автор книги «Ваш интернет-магазин от А до Я», который высказал свою точку зрения на этот вопрос.