Уже с января 2018 года все россияне (ну, или те, у кого есть дом, квартира, офис) увидят в своих квитанциях за ЖКХ новый пункт – плата за вывоз и дальнейшую утилизацию твердых коммунальных отходов.
Если раньше вывоз мусора был какой-то услугой, но не коммунальной, то с 1 января 2018 года эта услуга официально станет коммунальной.
Казалось бы, ну и что? Ну, станет..., ну добавится в квитанции еще одна строка...
Так ведь изменения произойдут поистине революционные. А жить во время перемен, тем более революционных, врагу не пожелаешь.
Но нам с вами придется это пережить.
Сейчас подробно объясню важнейшие моменты предстоящих нововведений. Чтобы вы знали, к чему готовиться после новогодних праздников.
Уверен, будет интересно и полезно всем: и собственникам квартир, и собственникам домов, и предпринимателям (этим особенно!). Деньги не пахнут?
"Начнем, пожалуй..."
Начаться эта мусорная революция должна была пару лет назад, но все как-то откладывали.
Депутаты, члены правительства и прочие избранники и назначенцы давненько задумали капитальную чистку, в смысле, генеральную уборку или массовую зачистку. Ну, нужно ведь об экологии подумать!
Подготовленный правительством законопроект, усилиями депутатов превратившийся в закон и подписанный президентом, должен был вступить в силу еще с 1 января 2016 года. Но регионы оказались не готовы. Потом вступление в силу перенесли на 1 января 2017 года, но с готовностью получилась та же история, что годом ранее. Но теперь готовы - не готовы, а откладывать сил нет. Потому с 1 января начнется.
Что начнется-то?
На первый взгляд, ничего нового. За вывоз мусора все должны платить и сейчас и раньше платили. Для многоквартирных домов вывоз мусора был зарыт в строку "содержание жилья", домовладения платили по договорам с мусоровывозящими компаниями (те, кто такие договоры заключал), предприниматели тоже отдельные договоры заключали, государственные учреждения на госзакупках постоянно разыгрывали право на заключение контрактов.
То есть мы уже платим определенную сумму за то, что наш мусор собирают и вывозят, а затем утилизируют согласно всем правилам. С нового года вывоз мусора станет чисто коммунальной услугой. Но изменятся не только платежки.
Меняются тарифы и порядок их утверждения. Если сейчас тарифы за вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) устанавливают все, кому не лень, органы местного самоуправления, мусоровывозящие компании, управляющие компании, сами собственники на общем собрании. То с 1 января 2018 года (а вернее уже с декабря 2017 года) устанавливать тариф за вывоз твердых коммунальных отходов будут специальные региональные операторы по обращению с мусором на заседании тарифной комиссии.
И тарифы будут установлены единые на весь регион. Если сейчас можно встретить тарифы, рассчитанные "по головам" (на человека), "по кубам", "по квадратам", "по нормативам", "по соглашению", "под цену контракта" и прочие, то с 1 января должно быть больше ясности в этом вопросе.
Ну, будем посмотреть...
Естественный монополист или "это наша корова, и мы её доим!"
Раз уж заикнулся про регионального оператора, стоит о нем более подробно рассказать. Представить, так сказать, главного героя.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Если не заметили, то между строк в этой статье указано, что вывоз мусора осуществляется только региональным оператором.
Тем, кто между строк читать не привык, в статье 24.7 прямым текстом указано "Собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора".
То есть в каждом регионе будет такой естественный монополист. По-круче Газпрома, Водоканала и прочих. Ведь, если у кого-то нет газа, то и договор с горгазом ему заключать надобности нет. Нет воды - не нужен договор с водоканалом. Но нет ни одного живого человека или действующего юридического лица, у которых не было бы отходов. От каждого по возможностям (а вернее по нормативам накопления ТКО), каждому по потребностям...
Договор с региональным оператором в той или иной форме должен будет иметь каждый собственник отходов (говоря по-русски, каждый из нас).
Организации, которые станут региональными операторами в регионах должны быть уже определены. У нас во всяком случае региональный оператор уже определен. О нем даже по местному ТВ рассказали в радужном свете. Где-то регион целиком отдадут одному оператору, где-то территорию поделят между несколькими.
В таком же радужном свете обрисовали и перспективы, которые открываются перед всеми нами с января 2018 года. Мол, окружающая среда станет чище, а платежки сильно измениться не должны...
Ну, я телевизору верить перестал уже давно, кода по телевизору сказали, что телевизору верить нельзя.
"Платежки сильно не изменятся.!?" Сколько вешать в граммах?
Итак, тарифы утверждаются тарифной комиссией. И, надо полагать, сам тариф кардинально менять не станут.
В свете предстоящих политических событий в жизни страны, да и вообще... Уверен, стоимость вывоза и утилизации одного кубического метра отходов существенно не изменится. Как стоил условный куб условные 300, 400, 500 рублей, так он и будет стоить.
Впрочем в СМИ уже писали, что причиной роста тарифов будет включение в его расчёт ставки за негативное воздействие на состояние окружающей среды, а также включение в тариф пятипроцентной предпринимательской прибыли.
Однако, суммы в квитанциях, на мой взгляд, должны существенно измениться не из-за тарифа, а из-за нового порядка расчета платы за вывоз мусора. Вернее даже не самой платы, а расчета количества отходов.
Допустим, тариф остался тот же. Куб мусора стоит столько же. Чтобы получить цифру в квитанции, нужно стоимость одного куба умножить на количество этих кубов.
Для расчета количества отходов приняли "Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
По этим правилам собственники мусора (мы с вами) платим за объем вывозимых отходов.
Объем этот считается либо исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.
К слову, организации, которые по договору с региональным оператором будут вывозить мусор, оплачивать будут не за объем, а за массу отходов. Но это другая история, это про спрессовывание мусора.
Простые производители отходов: жители и предприниматели, платить будут не за фактический объем мусора, а за расчетный объем.
Либо плата за условный нормативный объем, который должен образовываться. Про это обязательно расскажу позже. Будет интересно, особенно предпринимателям и собственникам коммерческой недвижимости.
Либо плата за объем установленных контейнеров. И не имеет значение, был ли контейнер заполнен или он был пуст, когда мусоровоз по графику проезжал. Будет засчитан полный объем этого контейнера.
Если сравнить с тарифами на мобильную связь, то с января 2018 года никакой посекундной тарификации, только абонплата, только пакетные предложения, только хардкор! (это уже от себя)
Условный нормативный объем
Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. Это если официально из первой статьи Закона "об отходах производства и потребления".
Если еще официальнее, есть утвержденные Правительством "Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Если по-русски, это объем мусора, который по представлению компетентных лиц теоретически производит среднестатистический человек или предприятие.
Ну, со среднестатистическим человеком сильных различий быть не должно. Уже давно принято рассчитывать какой-то условный объем мусора на человека в год, делить его на 12 месяцев. Так и получается ежемесячная плата за вывоз мусора с человека.
С организациями и предприятиями дело обстоит сложнее и интереснее. Тут под одну гребенку всех не посчитать. Каждый должен свой объем мусора производить. Магазинчик в 10 квадратных метров, торгующий чехольчиками для телефонов, это одно, торгово-развлекательный центр - другое, больница - третье, и так далее.
Как считать? Легко и просто.
Есть ведь Лимиты на размещение отходов. Все юридические лица (кроме малого и среднего предпринимательства) давно обязаны их разрабатывать и утверждать.
Малые и средние предприниматели отчетность о своих отходах представляли в уведомительном порядке.
За непредоставление такой отчетности в Законе пугают ответственностью, но далеко не всех эти угрозы до настоящего времени пугали. Знаю множество предпринимателей, организаций и предприятий, которые совершенно спокойно не заморачивались с лимитами и отчетностью по мусору. Большинство даже не знали о лимитах и какой-то плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Ну, плату за негативное воздействие на окружающую среду теперь будет оплачивать региональный оператор. А вот про лимиты стоит задуматься.
Органы исполнительной власти, утверждая нормативы накопления ТКО не будут неделями замерять, сколько какая фирма отходов производит. Проще взять уже готовые лимиты и по ним утвердить нормативы. Можно формулы взять из методики разработки лимитов.
Внимательный читатель, наверняка, заметил разницу между "лимит" и "норматив".
Лимит - это предельная величина, максимум отходов, который можно произвести конкретному предприятию. Норматив - средняя величина. И да, гораздо проще за норматив взять лимит, чем высчитывать среднее значение.
Потом, соответственно, этот норматив умножается на тариф, и получается сумма (в результате умножения сумма?!) оплаты за вывоз мусора.
Для наглядности приведу пример. Есть условный торгово-развлекательный центр с магазинчиками, кафе, ресторанами, офисами и еще чем-нибудь развлекательным. Владелец центра сдает свои площади в аренду. За вывоз мусора оплачивает по договору, где стороны установили количество контейнеров и график вывоза. Определенный объем каждый день вывозится, за этот объем и платится.
Но с января 2018 года платить придется не за определенный сторонами объем, а по нормативу. И тут в расчет пойдут общая площадь, количество арендаторов, виды деятельности арендаторов, количество посетителей торгового центра, режим работы. Коэффициенты сложатся и перемножатся ... и, думается мне, оплата возрастет. В два-три раза, может больше.
С разного рода учреждениями тоже забавная арифметика должна получиться. Если посчитать по тому же принципу нормативы для больниц и поликлиник, государственных и муниципальных органов, то плата для них должна вырасти еще больше. Впрочем, эти будут не свои деньги платить, а бюджетные...
Плата за объем установленных контейнеров
Есть второй вариант расчета количества мусора - плата за объем установленных контейнеров.
Ну, вот. А то нормативы! Поставил нужное количество контейнеров и плати за нужный объем, а не за нарисованный условный норматив.
Не все так просто.
Этот пункт доступен только тем производителям отходов, которые организовали раздельные накопление и сбор отходов. А организовать раздельный сбор отходов непросто, во-первых. Во-вторых, контейнеров при раздельном сборе становится несколько, а объем вывезенных отходов равен объему контейнеров. Если у вас постоянно заполняется один контейнер, а остальные не наполняются и наполовину, платить придется за полный объем всех контейнеров.
Впрочем, с этим вариантом не все однозначно. Возможно, такой вариант будут применять и к несортированному мусору.
С 1 января 2018 года за свалки будет отвечать региональный оператор!
Именно так сказали по телевизору. Мол те свалки, которые есть сейчас, они на совести местных властей, а за новые свалки будет отвечать региональный оператор.
Ха! Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Бремя содержания контейнерных площадок, земельных участков и прочих мест, где может валяться или складироваться мусор, лежит на собственниках этих площадок и участков.
На них же (на собственниках) лежит и ответственность.
Теперь то же самое, но на примерах:
На территории города или села расположилась свалка. Место, на котором она расположилась, в муниципальной собственности. Отвечает за этот мусор администрация города или села.
Ну, отвечает и отвечает, и что с того?
В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Получается, что с января 2018 года региональный оператор может спокойно направлять всем муниципалитетам уведомления о свалках на их территории, требовать заключения договоров на ликвидацию свалок, а через месяц разгребать свалку, идти в суд и взыскивать с муниципалитетов понесенные расходы. Потом исполнительный лист отправляется в казначейство, которое в течение трех месяцев перечисляет бюджетные деньги региональному оператору.
Вот и ладненько. Если местные чиновники не чешутся, региональный оператор сможет их хорошенько почесать, попутно расчистив земли. Глядишь, и свалок к концу следующего года не останется... правда и деньги из местных бюджетов преимущественно уйдут региональному оператору... но, все же лучше, чем разбазарят
Каждой площадке свой хозяин
За содержание контейнерных площадок в чистоте и порядке отвечает собственник этих площадок.
Обычно правилами благоустройства обязанность по содержанию этих площадок возлагали на мусоровывозящие компании. Теперь все иначе.
Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.
Почувствуйте разницу:
Перед домом контейнерная площадка. На площадке два контейнера. По договору мусоровывозящая компания каждый день должна вывозить два контейнера.
Сейчас часто бывает, что контейнеры стоят переполненные, рядом с ними навалены строительный мусор и крупногабаритные отходы. Мусоровывозящая компания вынуждена вывозить помимо двух контейнеров еще и дополнительные объемы, иначе ее замучают жалобами на состояние этой площадки.
С нового года в такой ситуации мусоровоз может спокойно сгрести лишний мусор с контейнеров на площадку, оставить на площадке крупногабаритный и строительный мусор, вывести только эти два контейнера без горки. А за оставшийся на площадке мусор отвечать будут жильцы многоквартирного дома. Там уже эти жильцы могут хоть прокурору, хоть президенту жалобы писать, но за вывоз этого дополнительного мусора доплатить придется. Придется еще и штраф заплатить. Жильцам.
Контейнерные площадки нужно правильно обустроить и содержать. В частности требования к ним утверждены в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Обязательно должен быть предусмотрен подъездной путь для автотранспорта, собирающего и вывозящего мусор.
Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
За чей счет оборудовать контейнерную площадку и кто ее должен содержать?
Собственники должны за свой счет.
За содержание контейнерных площадок ответственность несут физические и юридические лица, а также предприниматели и юридические лица, которым данные объекты принадлежат на праве собственности. Однако, как показывает практика, чаще всего контейнерные площадки не принадлежат никому, ни собственникам помещений в многоквартирном доме, ни муниципалитетам. Как быть в этом случае?
Согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 года управляющая компания или ТСН обслуживает контейнерные площадки только в том случае, если они расположены на территории, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома. Поэтому, прежде всего, необходимо оформить контейнерные площадки в собственность, после чего определить их как общее имущество собственников помещений. Для оформления нужно иметь сформированный земельный участок. Также понадобится соответствующее решение общего собрания собственников.
Как вариант, органы местного самоуправления могут оформить на себя контейнерные площадки с последующей их передачей на обслуживание региональному оператору.
Мусорной реформе быть!
Как ни крути, так дальше жить нельзя.
По заявлению замминистра ЖКХ края, платят за вывоз мусора чуть более половины жителей Ставрополья (57%). Остальные – прежде всего, жители сельских поселений – эту услугу никогда не оплачивали, а образующийся мусор «утилизировали» самостоятельно – часть сжигали, остальное вывозили в ближайший овраг или лесополосу.
Для тех, кто привык возить мусор в овраг или лесополосу, а также для тех, у кого "мусора нет", реформа может показаться болезненной. Но порядок в этой сфере наводить нужно.
По мне, это не самый жесткий вариант из возможных.
Реформу долго откладывали, но с января вывоз мусора будет осуществляться по-новому.
Вместо P.S. Немного смущает и настораживает
Уже середина декабря. Оглянуться не успеем, как начнутся корпоративы, забеги по магазинам и предпраздничная суета. Тариф еще не утвержден.
За новостями на эту тему я слежу. Последний раз тариф обещались утвердить до конца ноября. Уже близится конец декабря, а с ним конец года и начало нового года. Тариф еще не утвержден.
Не из праздного любопытства слежу, я сообразить пытаюсь.
К 1 января 2018 года у всех уже должны быть заключены договоры на вывоз мусора с региональным оператором.
В первую неделю года мусора обычно много бывает. Вначале разгребают то, что по улицам разбросано за новогоднюю ночь, потом отходы с застолья, затем и салатики (с избытком заготовленные) подходят, бутылки повсюду, петарды, елки, подарки... много мусора.
Вывозить этот мусор с января должен либо сам региональный оператор, либо компании, заключившие с ним договоры. А раз нет тарифов, значит и договоры они пока не могут заключить, туда ведь цены прописывать нужно, которые еще не утверждены.
И если до конца года тарифы не утвердят, договоры не заключат, то с января наш мусор возить будет некому. Вернее, те кто возят сейчас, не смогут его возить с 1 января.
Ну, мусоровывозящие компании, думается мне, разберутся между собой.
А что будет с простыми жителями и предпринимателями? Что будет с нами, с производителями и собственниками мусора? Ведь, строго говоря, нам тоже нужно договоры перезаключать, а половине населения края договоры нужно заключать вновь, раз они раньше не платили.
Как-то они тянут с этими тарифами. Как-то ясности не хватает.
Как бы не вышло так, что за день до Нового года по телевизору объявят, что всем всем всем нужно срочно заключить новые договоры на вывоз мусора, в противном случае мусор вывозится не будет... до заключения договора, который можно будет заключить только после новогодних каникул... В России живем. Такой вариант вполне возможен.
А теперь полный P.S.
Напомню: на календаре середина декабря, с 1 января мусор должен вывозиться только с ведома регионального оператора и по договорам с ним.
Не утвержденный до сих пор тариф это ерунда в сравнении с тем фактом, что "...Ещё три других региональных оператора в ближайшее время определит конкурс..."
Территория края поделена на 4 зоны. Для каждой зоны на конкурсе должен быть определен региональный оператор. Для одной зоны этого оператора определили еще летом. Три остальные за неделю до Нового года остаются не только без регионального оператора, но и без конкурса по его определению.
Заседание тарифной комиссии по утверждению тарифа на вывоз ТКО было назначено на 19 декабря. Вроде бы прошло. Но тарифа еще нет. Ай-ай-ай!
Хотел дождаться тарифа, и уже после этого опубликовать статью, но понимаю, что ждать осталось еще неизвестно сколько. Потому публикую и буду следить за ситуацией. Уверен, будет интересно!