4'33"

Сегодня мы рассмотрим музыкальный альбом, почти не известный широкой общественности, но, тем не менее, оказавший значительное влияние на всю музыкальную культуру ХХ века. Альбом был записан в 30-х годах в СССР, и его общий тираж составлял 50 виниловых пластинок. Ни одна из них не сохранилась, кроме единственного экземпляра записи «на костях» - на пленке для рентгеновских снимков. Случайно запись была обнаружена на чердаке известного коллекционера таких артефактов Андрея Макаревича.

 Сегодня мы рассмотрим музыкальный альбом, почти не известный широкой общественности, но, тем не менее, оказавший значительное влияние на всю музыкальную культуру ХХ века.

Сам подход к музыке «Щелкунчика» даже по нынешним временам можно считать новаторским. Исполнитель Заика Гога исполнил его играя на «зубарях». Техника звукоизвлечения зубарей заключается в отщелкивании мелодии по зубам с помощью ногтей разных пальцев, и подробно описана в книге «Республика ШКиД».

Альбом состоит из 7 композиций, записанных в течение одной сессии одним человеком – Заикой Гогой.

Рецензируя альбом, необходимо отметить, что полностью понять смысл каждой песни можно только будучи знакомым с личностью автора. Поэтому каждую композицию будет сопровождать небольшой исторический комментарий.

Открывается альбом треком «Яблочко». Интерес он представляет исключительно как экспериментальное исполнение известной композиции.

Следующим идет «Мой пулемет. Браунинг Ленина». Эта композиция посвящена с одной стороны, соученику Гоги по школе имени Достоевского по кличке Купец, издававшего газету «Мой пулемет», а с другой – инциденту, случившемуся с вождем мирового пролетариата Владимиром Ильичем Лениным. Всем известен случай, когда Ленина остановили грабители, и отобрали у него браунинг. Бандитов потом расстреляли. Гога не знал этого, но сильно подозревал, что так и случится.

С музыкальной точки зрения – это сыгранная на зубах пьеса К.Сен-Санса «Слон». Поскольку диапазон музыканта-зубаря не слишком широк, то некоторые аккорды Гога был вынужден проигрывать в виде арпеджио. Забегая вперед, нужно отметить, что Гога дожил до 1945 года – он партизанил в Беловежской пуще – и однажды, когда его отряд попал в засаду, распугал целую роту фашистов, завывая, как Пе-8, и проигрывая «Мой пулемет. Браунинг Ленина». Действительно звучит похоже.

Третий трек интересен именно с точки зрения влияния на мировое музыкальное наследие. Строго говоря, это не композиция. После записи предыдущей композиции, Гога решил поупражняться, играя арпеджио, так как думал, что в первый раз получилось не очень. Он играет арпеджио различных аккордов, а трек называется «На бегу». Впоследствии эта запись попала к Роберту Мугу, и он придумал встроить в синтезатор арпеджиатор. А насквозь вторичная группа «Pink Floyd» так и просо слямзила композицию, переименовав ее в «On The Run», и поместив на альбом «Dark Side Of The Moon».

В ряду подражателей Гоги не только «Pink Floyd», но и «Led Zeppelin». Композиция «Языкознание» посвящена Иосифу Джугашвили, который, на момент записи альбома был редактором газеты «Правда». К ней Гога даже придумал стихотворение «Товарищ Сталин, вы большой ученый…» о том, как Сталин однажды пропустил в корректуре слово «гавнокомандующий», но, поскольку петь было не кому, она так и осталась в голове у исполнителя. А сам звукоряд, ускорив его в три раза, использовал Джон Бонэм в композиции «Moby Dick».

Последняя, завершающая, композиция, записана скрытым треком, и длится 5 минут и 36 секунд. Одна минута – после окончания «Языкознания», и еще три секунды остаются до конца пластинки. Этот скрытый трек не имеет названия, по крайней мере, он не сохранилось. Им Заика Гога предвосхитил свою судьбу.

Как мы уже упоминали, он партизанил. Не раз он развлекал своих товарищей у костра, играя на зубарях. Но в один трагический день 45-го года, летящий осколок срезал ему нижнюю челюсть и верхние зубы. Гога больше не мог играть. Потрясение было настолько велико, что он самостоятельно добрался до Освенцима, и хотел уже залезть в газенваген, но включать машину было некому. Зато подошли бойцы американского оккупационного корпуса. Известный композитор Джон Кейдж, бывший в нем трубачом, увидел сидящего возле газенвагена Гогу, и понял, что Гога молчит интервалами ровно по 4'33". Это настолько потрясло Кейджа, что он повел Гогу в рентгеновский кабинет. Попав под гамма-облучение, Гога скончался от кровопотери. В то же время и появилась запись на костях, неизвестным образом попавшая к Андрею Макаревичу.

Кроме того, Кейдж сумел уловить историю создания альбома, но выразить ее сумел только в 1951 году. Ознакомиться с оригинальной историей Гоги можно путем прослушивания той самой композиции Кейджа.