Найти тему

Почему ребенок не говорит? Как мы пошли по врачам, но помогли себе сами

Многие мамы беспокоятся, когда ребенок долго молчит. Масло в костер родительских нервов подливает и старшее поколение, стреляя в молодых мам фразочками, вроде: "А у тети Вали внук уже алфавит рассказывает!", "что-то маловато наш говорит, это точно нормально?"

Это и понятно, всем хочется вписываться в мифические нормы. Поэтому расскажу, как у нас все начиналось.

Сын заговорил поздно. Поздно по меркам, принятым в нашей стране. Считается, что первые слова ребенок должен произнести в 9-12 месяцев. На деле я таких детей не видела, и мы к ним конечно не относились.

Мы много разговаривали с ним, читали книжки, но видимых сдвигов не было. В возрасте 1-1.4 мы могли похвастаться примерно 10 звукоподражаниями животным, и ни к чему не относящимися слогами типа ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма и так далее.

Но, что важно, при этом я видела, что ребенок понимает обращенную речь, выполняет просьбы, знает родных, показывает в книжках животных. То есть развивается по возрасту, не считая речи.

В 1.3 посетили невролога (мне сейчас уже немного смешно, зачем мы к ней пошли, но тогда я сильно переживала за речь). Врач, хоть и говорила много ненужной (на мой взгляд) информации, все же обратила наше внимание на некоторые нюансы.

1. Речь нужно постоянно стимулировать

Банально звучит, но многие не понимают, как это правильно делать. Просто говорить с ребенком не достаточно, нужно постоянно побуждать к диалогу. Мама понимает малыша интуитивно, и он к этом привыкает. Зачем пытаться называть предметы, если можно просто ткнуть пальчиком, и мама даст?

Когда сын что-то просил, я стала переспрашивать: скажи мне, что именно ты хочешь? Это? Нет? Это? Да! Так мы пришли сначала к да/нет, а потом и к простым словам.

Тут тоже важно не перегнуть палку. Если вы видите, что малыш теряет терпение, настаивать и доводить до истерики, конечно, не нужно.

2. Речи необходимо обучать в игровой форме

Сейчас в моде подход "само прилипнет". Современные родители считают, что ребенок рано или поздно заговорит сам, куда денется?

Однако, я не вижу ничего такого в том, чтобы немного ему помочь.

Первое слово у нас случилось в 1.4 - это было слово "мама". Не само. Ему сына научил папа. Обычно папа купает сына по вечерам, пока я занимаюсь своими делами. И вот когда купание подошло к концу, папа начал предлагать малышу:

- Давай вместе звать маму? Ма-ма, ма-ма!

Сначала папа звал один. Через несколько дней сын подключился, и сначала это был просто набор слогов "мамамамама", который через еще несколько дней оформился в "мама", и уже прочно закрепился в речи.

"Папа" выучили по такому же принципу. То есть тут главное-самим создавать ситуации, в которых речь нужна.

3. Необходимо просто понимать этапы того, как речь развивается

Понаблюдайте за ребенком, и ответьте себе на вопрос: есть ли у него проблемы с пониманием вашей речи?

Если их нет, и ребенок понимает обращенную речь, говорить он начнет априори. А если у вас есть в этом хоть малейшие сомнения, лучше обратиться к специалисту.

И еще, многие мамы говорят: "ребенок вообще не говорит"... А на деле оказывается, что присутствуют звукоподражания, или слоги для обозначения предметов. А все ведь как раз начинается с них.

Если малыш говорит определенные слоги в определенном контексте, то есть осознанно, значит это и есть первые слова. У нас первым был слог КА. Это значило и каша, и качели, и площадка (на которой качели), и птица (кар) и еще много-много всего... Затем слог этот начал оформляться в слова. Добавились другие слоги.

Ближе к 2, где-то в 1.8-1.9, появились словосочетания типа слово+жест. Если малыш говорит одно слово, а второе показывает, это нужно считать за словосочетание. Например, сын говорил "папа" и показывал как крутит руль, что означало: "папа уехал". Или у нас в доме ремонт шел, рабочий стучал, и Лева говорил "дядя" и показывал как стучит молоток.

-2

4. Чтение книг - мощнейший стимулятор развития речи

Логопеды советуют именно читать, а не рассказывать сказки. Потому что вы рассказываете привычными для вас словами, каждый раз одними и теми же, и ребенок не получает новых. Для первого чтения хорошо подходят потешки, стихи А. Барто, т.н. "Логоритмика".

Я специально приучала сына к чтению перед снами. Мы ежедневно читаем до сна днем и вечером примерно по часу. И сейчас я на 100% могу сказать что сын в речи выдает те слова, которые ему попадались в тот доречевой период (пассивный словарный запас перешел в активный).

5. Любая смена привычной обстановки активизирует развитие

Причем, не только речи, но и других навыков. Все как у взрослых: засиделся - нужна встряска.

2 годам у нас был запас примерно в 50 коротких слов и звукоподражаний. Мы поехали в путешествие, и в 2.1 ребенка, что называется, прорвало! Очень быстро перешли от слов к предложениям.

Сейчас нам 2.4, говорит предложениями в 3-4 слова, все очень понятно. Выдает перлы типа "мама, хватит сидеть, я есть хочу", "бабушка, я не пончик, меня зовут Лев"). Рассуждает, поет песни из мультиков, считает до 10.

Так что, дорогие родители, хочется вам сказать, что волшебных таблеток для развития речи нет. Глицин, пантогам и еще многие ноотропы, которые российские неврологи так любят выписывать при малейших отклонениях от "норм" - это лекарства с недоказанной эффективностью. То есть, не доказано клинически, что они помогают развивать речь. Некоторые из них даже запрещены в Европе.

К сожалению, в нашей стране каждый сам себе врач. И прежде чем пичкать ребенка, сверяйтесь со списком неэффективных препаратов.

Разговаривайте с детьми. Не увлекайтесь мультиками. Поверьте, если есть проблемы с пониманием, это всегда бросается в глаза. А если их нет, ребенок заговорит без всяких таблеток.

В общем, если ребенок долго не говорит, самое ужасное - это начинать таскать его по врачам, и искать проблемы. Врачи их обязательно найдут, не сомневайтесь. А можно просто научиться слышать ребенка, и немного ему помогать.