Найти тему
Удалить

Солдатки

Хронология предреволюционной России оставляет в тени войны, разрухи и политических перепалок быт людей того времени. Неотъемлемой частью этого быта стали солдатки — женщины, сыновья и мужья которых отправились на фронт.

Они были не просто частью быта, они стали новым общественным явлением, которое определяло судьбу России.
Впервые в России прошла негласная эмансипация, давшая женщинам почти равные права. И совсем не благодаря демонстрациям суфражисток это произошло, а по причине дороговизны жизни, из-за тяжелых условий быта.

Женщин начали нанимать на службу. Принимали их на невысокие должности казенных предприятий и на рабочие должности. В деревнях и селах женщинам даже не пришлось искать работу. Мужская работа сама нашла их. В деревне, лишенной множества мужских рук в связи с призывом на фронт, иначе и не могло случиться.

Случалось даже невозможное в прежние времена: женщин осторожно начали принимать на управленческие должности в органы самоуправления и на государственные должности.

Происходило это по очевидным причинам: женщинам приходилось полностью брать на себя заботу о близких, от детей до стариков, заботиться о поддержании домового и дворового хозяйста. Постепенно женщины включались и в общественную жизнь.

Но опять-таки времена при этом оставались совсем не добрыми. Существовали многие комитеты помощи солдаткам, выдающие как финансовую помощь, так и пайки.

Какими были пособия для солдаток? Существовало официальное казенное довольствие от государства. Обычно на одного члена семьи в месяц выплачивался денежный эквивалент равный: 1 пуду 28 фунтов муки, 10 фунтам купы, 4 фунтам соли, 1 фунт постного масла. Дети до 5 лет получали половину от вышеперечисленного. Паёк не получали родители призванного, гражданские жены, приемные дети, братья, сёстры и прочие родственники.

-2

Понимая правила выдачи пайков и желая помочь одиноким матерям, дальним родственникам и гражданским женам, граждане России в лето 1914 года заключили огромное количество браков, превышающее среднее число браков.

К 1915 году, на второй год войны, количество браков и рождаемость в браках значительно снизились.

При этом у солдаток в деревнях благодаря финансовому довольствию впервые появилась возможность тратить финансы по своему усмотрению. Женщины получили возможность планировать расходование денег. А это уже требовало изучения грамоты.

Отдельно о грамоте. Для связи с родными на фронтах грамотность была крайне важна, письма были единственным способом связи. Для их чтения и написания ответов приходилось обращаться к грамотным родственникам или соседям. Последние, ощущая свою востребованность, устанавливали цены до 50 копеек за чтение письма из нескольких строчек.

Эмансипация действительно «освободила» многих женщин, открыла им путь в в органы самоуправления и даже просто позволила купить дорогой ткани на выданные пособия. Но цена такой эмансипации оставлась велика. Как известно, многие мужья не вернулись с фронта.

Впрочем, свободы деревенских женщин обеспечивались лишь хозяйством и землёй. Городские солдатки испытывали куда как большую нужду. Эта нужда заставляла идти их даже в железнодорожные мастерские. Министерство путей сообщений стало менять правила ради солдаток.

Совсем плачевным становилось положение бедняцких семей. Солдатки вынужденны были закладывать последнюю обувь ради пропитания. Пособия в чистом виде для пропитания семьи из женщины с двумя и более детьми не хватало.

В моральном плане такая эмансипация так же привела к значительным изменениям в бытовом укладе. К примеру, значительно увеличилось рождение детей вне брака. Этому поспособствовали нижние военные чины, квартировавшиеся в деревнях в прифронтовых областях.

К нуждающимся солдаткам также подселяли военнопленных. Они, по мнению местного самоуправления, должны были помочь нуждающимся. Такое уже происходило по всей территории России до Дальнего Востока включительно. К чему это приводило, известно. Однако браки между солдатками и веннопленными воспрещались. Даже если это был единоверец серб из армии Австро-Венгрии.

Не стеснялись солдатки также участвовать и в подпольном винокурении, добывая самогон для тех самых низших военных чинов.

Получая некоторые свободы, солдатки, вольные тратить деньги, как им вздумается, создали огромный рынок сомнительных услуг гадалок, магов и лжепропророков. Будучи неграмотными, в поисках утешений и предсказаний, они обращались к ним все чаще и чаще.