Найти тему
starcom68

Местечко Любавичи. Забытый Богом центр мировой религии

Бог даже в евреях присутствует неравномерно

Как известно, главная святыня еврейского народа расположена в Иерусалиме. Путь туда далек и не прост. Если вы вдруг захотите посетить Стену Плача, а возможности не совпадают с желаниями, то в смоленской глубинке можно найти не менее значимые святыни еврейского народа. Именно здесь, в местечке Любавичи обучался Торе Шнеур Залман из Ляд. После его смерти Любавичи становятся духовным центром самого массового течения в хасидизме - Хабад-Любавич.

Сейчас село Любавичи Руднянского района Смоленской области влачит традиционное для российской сельской глубинки унылое существование. В селе не осталось ни одного еврея, даже за еврейскими святынями присматривает русский, но оно попрежнему является центром паломничества хасидов всего мира.
Отправимся и мы в этот затерянный на границе с Беларусью уголок.

Из Смоленска по шоссе Москва-Минск мы проскочили развилку на Витебск и Рудню и пока разворачивались перед нашими глазами развернулась сюрреалистическая картина. По обочине одной из лучших автомагистралей России, обгоняемый иномарками, спокойно и с достоинством шел не старый еще человек. Человек был одет в шаровары 50-х годов, телогрейку, подпоясанную видавшим виды ремнем, меховую шапку. С его обликом несколько диссонировали резиновые сапоги, но такие сейчас в магазине уже не купишь. Самое удивительное было в том, что за спиной он нес вязанку хвороста с притороченной к ней пилой. Ну прямо как в сказках братьев Гримм. Хворост конечно был предназначен не для очага, а на корм козам или кроликам.

-2
 Вот такой вот человек из прошлого на фоне соременной России превращается в ее символ
Вот такой вот человек из прошлого на фоне соременной России превращается в ее символ
Мы еще долго не могли отойти от этой встречи и обсуждали ее до самой Рудни. До сих пор жалею, что не взял у него интервью. Дорожная развязка у Рудни
Мы еще долго не могли отойти от этой встречи и обсуждали ее до самой Рудни. До сих пор жалею, что не взял у него интервью. Дорожная развязка у Рудни
Милые соломенные скульптуры местных жителей приветствуют нас
Милые соломенные скульптуры местных жителей приветствуют нас
Районный центр Рудня встретил нас разбитым в хлам асфальтом и видами, ничем не отличающимися от какого-нибудь заштатного села на Волыни. Только дома более серые, бедные, а машины наоборот побогаче и практически не видно живности.
Районный центр Рудня встретил нас разбитым в хлам асфальтом и видами, ничем не отличающимися от какого-нибудь заштатного села на Волыни. Только дома более серые, бедные, а машины наоборот побогаче и практически не видно живности.
Здесь так же в ходу гужевой транспорт. Бензин нынче дорог
Здесь так же в ходу гужевой транспорт. Бензин нынче дорог
Еще один хороший символ современной России. Водитель кобылы в куртке от нефтяного монополиста Роснефти
Еще один хороший символ современной России. Водитель кобылы в куртке от нефтяного монополиста Роснефти
Весна вступает в свои права. Уже вовсю поют жаворонки
Весна вступает в свои права. Уже вовсю поют жаворонки
Перед Любавичами пересекаем по мосту реку Березину и въезжаем в село с севера
Перед Любавичами пересекаем по мосту реку Березину и въезжаем в село с севера
На Т-образном перекрестке останавливаемся у указателя и аншлага с изображением небесной повозки и пожаланиями добра. Надписи сделаны на трех языках: иврите, английском и русском. За забором Двор Любавических ребе
На Т-образном перекрестке останавливаемся у указателя и аншлага с изображением небесной повозки и пожаланиями добра. Надписи сделаны на трех языках: иврите, английском и русском. За забором Двор Любавических ребе
Спрашиваю у первых встречных, как проехать к местным достопримечательностям и узнаю про магического Анатолия, который может нам все показать
Спрашиваю у первых встречных, как проехать к местным достопримечательностям и узнаю про магического Анатолия, который может нам все показать
Разглядываю картину. Любавическая вариация картины Залмана Клеймана "Хасиды едут к своему ребе"
Разглядываю картину. Любавическая вариация картины Залмана Клеймана "Хасиды едут к своему ребе"
Минуем Двор Любавических ребе и едем разыскивать Анатолия. В центре села сохранилась церковь Успения Пресвятой Богородицы. Построенная в середине XVIII века как униатский храм в стиле виленского барокко, вскоре была перестроена в православную.
Минуем Двор Любавических ребе и едем разыскивать Анатолия. В центре села сохранилась церковь Успения Пресвятой Богородицы. Построенная в середине XVIII века как униатский храм в стиле виленского барокко, вскоре была перестроена в православную.
Боковые нефы старого храма были расширены, и в них устроены приделы, но трехнефная базилика с двумя башнями на западном фасаде мало похожа на провославную церковь. В отличии от оборонных храмов белорусской готики в эпоху барокко башни утратили свое функциональное назначение и стили неотъемлемой частью композиции фасада.  Успенская церковь в Любавичах выделяется особым динамизмом архитектурных масс и криволинейностью форм.
Боковые нефы старого храма были расширены, и в них устроены приделы, но трехнефная базилика с двумя башнями на западном фасаде мало похожа на провославную церковь. В отличии от оборонных храмов белорусской готики в эпоху барокко башни утратили свое функциональное назначение и стили неотъемлемой частью композиции фасада. Успенская церковь в Любавичах выделяется особым динамизмом архитектурных масс и криволинейностью форм.
Описывая данный храм, нельзя не упомянуть о снаряде, который во времена Великой Отечественной войны попал в стену церкви и не разорвался. Он так и находится в стене до настоящего времени. Внутреннее убранство храма отличается своей скромностью и аскетизмом. Как я понял, сейчас служба в храме не ведется
Описывая данный храм, нельзя не упомянуть о снаряде, который во времена Великой Отечественной войны попал в стену церкви и не разорвался. Он так и находится в стене до настоящего времени. Внутреннее убранство храма отличается своей скромностью и аскетизмом. Как я понял, сейчас служба в храме не ведется
Заброшенный универсальный магазин в центре села наводит тоску
Заброшенный универсальный магазин в центре села наводит тоску
Напротив маленький магазинчик в котором берем легкий перекус и быстро обедаем прямо в машине
Напротив маленький магазинчик в котором берем легкий перекус и быстро обедаем прямо в машине
 аброшенное здание поселкового клуба с бюстом Героя России капитана И.А.Флерова - командира экспериментальной батареи реактивных минометов БМ-13 - "Катюша", сделавшей свои первые залпы по врагу в июле 1941 под Рудней
аброшенное здание поселкового клуба с бюстом Героя России капитана И.А.Флерова - командира экспериментальной батареи реактивных минометов БМ-13 - "Катюша", сделавшей свои первые залпы по врагу в июле 1941 под Рудней
Памятник "сынам и дочерям к-за", погибшим в великой Отечественной войне
Памятник "сынам и дочерям к-за", погибшим в великой Отечественной войне
Едем по залитыми талыми водами улицам Любавичейм. Посереди затопленного огорода высятся две поленницы в "канадском" стиле
Едем по залитыми талыми водами улицам Любавичейм. Посереди затопленного огорода высятся две поленницы в "канадском" стиле

Находим Анатолия - хранителя еврейского наследия Любавичей. "Ни разу не еврей" Анатоли строго спросил нас, - какое отношение мы имеем к еврейству? Я быстро вспомнил свою бабушку по фамилии Андреевская и добавил, что беларусы почти все евреи. Проверку мы прошли и после небольших переговоров отправляемся вместе с Анатолием во Двор династии Шнеерсонов - Любавичских ребе.


Хасиди́зм - религиозное течение в иудаизме. В первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Речи Посполитой и прилегающих территорий. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога.
Зарождение хасидизма связано с деятельностью его основателя Бешта (1698—1760) — каббалиста и целителя, обосновавшегося в 1740 году в местечке Меджибож. Его популярность обычно объясняли тем кризисом, который охватил еврейскую общину Речи Посполитой после провала мессианского движения Шабтая Цви и казацких погромов при Богдане Хмельницком. Отчасти хасидизм напоминает аналогичные процессы в протестантизме : акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров (цадики). Однако хасиды не отказывались от строгого соблюдения иудейских обрядов, не впадая, впрочем, в аскетизм.
После 1772 года хасидизм распался на ряд ветвей. Исторически течения хасидизма формировались как группы последователей определенного ребе (духовного наставника). Свое название они, как правило, получали по месту, где находилась резиденция («двор») ребе.
Хотя движение Хабад Любавичи основал ребе Шнеур Залман из Ляд, только его сын и преемник, ребе Дов Бер, переехал в Любавичи. Рребе Йосеф Ицхак Шнеерсон, шестой ребе из Любавичей, описывает в своих «мемуарах» историю местечка, развития в нем еврейской общины, связи её с хасидизмом и «скрытых цадиках», живших там.
Любавическими ребе была собрана огромная библиотека (Библиотека Шнеерсона), часть которой в годы Первой мировой войны была переправлена в Москву, в Румянцевский музей (сейчас Российская государственная библиотека). Большая часть книг, однако, находится в нынешнем центре любавического хасидизма, в Нью-Йорке.

-22

Любавические хасиды или Хабад является наиболее крупным течением хасидизма нашего времени. Центр находится в Нью-Йорке. Большие общины Хабада существуют в США и Израиле. Более 5000 посланников Хабада проживают по всему миру, где создают еврейские центры, школы и синагоги. Представителей Хабада можно найти почти во всех крупных городах бывшего СССР. Династия любавических ребе была прервана после смерти последнего ребе Менахем-Мендла Шнеерсона в 1994 году.
Источник

Тяжелый удар хасидизму был нанесен во время катастрофы европейского еврейства. Многие общины были полностью уничтожены нацистами, а бывшие еврейские местечки полностью утратили еврейское население и культуру. Исторические постройки двора Любавических ребе были уничтожены в период немецкой оккупации. То здание, что мы видим сейчас, восстановлено в конце 90-х годов прошлого века на средства Хабад-Любавич. Строил его Анатолий с бригадой сельчан. Получился простой русский дом с несколько диссонирующим крыльцом с каменной лестницей. Говорят, раньше двор располагался чуть в стороне. Восстановить его на старом месте не получилось, сделали там где отвели участок. Сейчас это и музей, и синагога и паломнический центр. В праздники паломники могут найти здесь аскетичный ночлег, хотя большинство предпочитает оставаться на ночлег в гостиницах Смоленска или Витебска.
Тяжелый удар хасидизму был нанесен во время катастрофы европейского еврейства. Многие общины были полностью уничтожены нацистами, а бывшие еврейские местечки полностью утратили еврейское население и культуру. Исторические постройки двора Любавических ребе были уничтожены в период немецкой оккупации. То здание, что мы видим сейчас, восстановлено в конце 90-х годов прошлого века на средства Хабад-Любавич. Строил его Анатолий с бригадой сельчан. Получился простой русский дом с несколько диссонирующим крыльцом с каменной лестницей. Говорят, раньше двор располагался чуть в стороне. Восстановить его на старом месте не получилось, сделали там где отвели участок. Сейчас это и музей, и синагога и паломнический центр. В праздники паломники могут найти здесь аскетичный ночлег, хотя большинство предпочитает оставаться на ночлег в гостиницах Смоленска или Витебска.
Двор Шнеерсонов существовал с 1813 по 1915 годы. Сто два года и два месяца Любавичи были резиденцией четырех поколений любавичских ребе.  Проходим внутрь дома. Главная зала. В кадр не попала огромная карта мира, на которой отмечены общины Хабад Любавича и места где служат его посланники
Двор Шнеерсонов существовал с 1813 по 1915 годы. Сто два года и два месяца Любавичи были резиденцией четырех поколений любавичских ребе. Проходим внутрь дома. Главная зала. В кадр не попала огромная карта мира, на которой отмечены общины Хабад Любавича и места где служат его посланники
Как я понял, с этого места ребе общался с прихожанами
Как я понял, с этого места ребе общался с прихожанами
Так выглядели Любавичи в 1898 году
Так выглядели Любавичи в 1898 году
Здесь можно рассмотреть детали. Художник достаточно вольно передал свое представление о Любавичах в то время. Православная церковь узнается с трудом. На тот период времени в Любавичах было 5 синагог, а из 382 домов 238 принадлежало евреям
Здесь можно рассмотреть детали. Художник достаточно вольно передал свое представление о Любавичах в то время. Православная церковь узнается с трудом. На тот период времени в Любавичах было 5 синагог, а из 382 домов 238 принадлежало евреям
Седьмой Любавический ребе Менахем Мендл Шнеерсон
Седьмой Любавический ребе Менахем Мендл Шнеерсон
В гостях у Алтер Ребе
В гостях у Алтер Ребе
Фотографии тех, кто когда-то учился в Любавической иешиве
Фотографии тех, кто когда-то учился в Любавической иешиве
Символическое изображение Любавичей в лубочном стиле
Символическое изображение Любавичей в лубочном стиле
Покидаем музей, а хранитель ключей Анатолий запирает двери до следующих гостей. После открытия двора в 2000-е годы сюда приезжали сотни хасидов из одной только Америки, а сейчас поток паломников резко пошел на спад. Надежды Любавичей на развитие паломнического туризма не оправдались, те кто приезжают, стараются здесь не оставаться на ночлег и бывают одним днем.
Покидаем музей, а хранитель ключей Анатолий запирает двери до следующих гостей. После открытия двора в 2000-е годы сюда приезжали сотни хасидов из одной только Америки, а сейчас поток паломников резко пошел на спад. Надежды Любавичей на развитие паломнического туризма не оправдались, те кто приезжают, стараются здесь не оставаться на ночлег и бывают одним днем.
Колодец-журавль на территории
Колодец-журавль на территории
 Выходим за пределы двора и сразу спускаемся в Березине
Выходим за пределы двора и сразу спускаемся в Березине
Делаем несколько кадров. Лестница ведет к микве - месту для омовений
Делаем несколько кадров. Лестница ведет к микве - месту для омовений
Мост через Березину
Мост через Березину
Отправляемся с Анатолием к следующему месту нашего паломничества за южной окраиной села
Отправляемся с Анатолием к следующему месту нашего паломничества за южной окраиной села
Мир, унесенный холокостом
Любавичи это не только место радости и печали, но и место скорби.
21 июля 1941 года Любавичи были оккупированы Вермахтом. 27 сентября в Любавичах было создано еврейское гетто, куда были согнаны не успевшие или не захотевшие эвакуироваться. 4 ноября все еврейское население Любавичей в количестве 483 человека было расстреляно на южной окраине села рядом со скотобойней. 10 октября 1943 года в Любавичах работала комиссия по расследованию злодеяний немецких оккупантов. Захоронение было эксгумировано, останки, как тогда было принято, после осмотра закопаны на том же самом месте. В 2011 году на месте захоронения был создан мемориал, а чуть позже на пути к мемориалу создана Аллея праведников народов Мира Смоленской области
Мир, унесенный холокостом Любавичи это не только место радости и печали, но и место скорби. 21 июля 1941 года Любавичи были оккупированы Вермахтом. 27 сентября в Любавичах было создано еврейское гетто, куда были согнаны не успевшие или не захотевшие эвакуироваться. 4 ноября все еврейское население Любавичей в количестве 483 человека было расстреляно на южной окраине села рядом со скотобойней. 10 октября 1943 года в Любавичах работала комиссия по расследованию злодеяний немецких оккупантов. Захоронение было эксгумировано, останки, как тогда было принято, после осмотра закопаны на том же самом месте. В 2011 году на месте захоронения был создан мемориал, а чуть позже на пути к мемориалу создана Аллея праведников народов Мира Смоленской области
Праведник народов Мира - почётное звание присваиваемое Израильским институтом Катастрофы и героизма национального мемориала Холокоста и Героизма «Яд ва-Шем». Согласно израильскому Закону о Памяти Холокоста, данное звание присуждается неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, рискуя при этом собственной жизнью.
Праведник народов Мира - почётное звание присваиваемое Израильским институтом Катастрофы и героизма национального мемориала Холокоста и Героизма «Яд ва-Шем». Согласно израильскому Закону о Памяти Холокоста, данное звание присуждается неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, рискуя при этом собственной жизнью.
-40
Пройдя по Алле Праведников народов Мира мы подходим к мемориалу
Пройдя по Алле Праведников народов Мира мы подходим к мемориалу
-42
-44
-45
В углу могильной ограды заботливо сохранена пирамидка со звездой - послевоенный памятник на захоронении
В углу могильной ограды заботливо сохранена пирамидка со звездой - послевоенный памятник на захоронении
Сваи с выбоинами символизируют жертв Холокоста
Сваи с выбоинами символизируют жертв Холокоста

Продолжение смотрите здесь.

Полный репортаж с текстами о хасидизме, цадиках и ребе смотрите в моем блоге starcom68

#Хаббад #Любавичи