Найти тему
golovach

Авторское право. Прочитай и запомни.

У дизайнера всего два юридических документа, в которых он должен хорошо ориентироваться: договор на творческие разработки, по которому осуществляется взаимодействие с заказчиком, и закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года за номером 5351-I «Об авторском праве и смежных правах».

Поверьте, эти знания пригодятся жестоком мире, где у дизайнера полно врагов, которые так и норовят лишить его законных прав. В этой статье я прокомментировал наиболее важные, статьи Закона.

Объект авторского права.

<…>
автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;
<…>

Статья 4

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения

Статья 6. Пункт 1

Объектами авторского права являются:
<…>
— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
<…>

Статья 7. Пункт 1

Статьи 6 и 7 сообщают нам простую вещь: дизайн является творческой деятельностью и объектом авторского права. У произведения дизайна всегда есть автор, и согласно статье 4 автором является конкретный человек из плоти и крови, а «компания», «студия» или «бюро».

Возникновение авторского права. Презумпция авторства.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
— латинской буквы «С» в окружности: «©»;
— имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
— года первого опубликования произведения.

Статья 9. Пункт 1

Всё предельно понятно. Совершил акт творчества — ты автор. И никто этого права уже отнять не может. Товарищам параноикам позволено помечать территорию ©оответ©твующими пи©юльками, толку от них нет, особенно в электронных публикациях.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Статья 9. Пункт 2

Но, несмотря на правки от 2004 года, законотворцы умалчивают про электронную публикацию.

А это касается дизайна, который созидается виртуально.

Ситуация сложна тем, что в электронной форме не проследить точную дату создания. Т.е. фактически первый — не тот, кто создал, а тот, кто первый материализовал электронный макет в бумажный «экземпляр».

Автор не должен ничего доказывать (презумпция), но если кто-то подсуетился и материализовал электронное произведение под своим именем раньше автора, то, увы, автор де юро — подсуетившийся.

Есть несколько способов зафиксировать работу пером, которое потом никто не вырубит топором.

1 — если работа делается на заказ, то договор и прилагающийся к нему акт сдачи-приемки с распечаткой работы является самым серьезным доказательством создания произведения.

2 — это может быть публикация в каталоге, книге, альбоме, где указан автор произведения. В таком случае дата подписания тиража в печать, может являться официальной датой создания входящих в это издание произведений.

3 — участие работы в выставках, конкурсах, фестивалях. Подача заявки — раз, распечатки для отборочного комитета, жюри — два, публикация в каталоге выставки — три, множество свидетелей вашего участия — четыре. А если вы еще и выиграете что-нибудь, у вас появится не бумажка, а броня! Если на выставку ваша работа не прошла, то и воровать у вас нечего — расслабьтесь и «творите» дальше.

Наконец, если вы создали работу для себя, в конкурсах не участвуете принципиально, нигде не публикуетесь, кроме как на своей личной страничке, но при этом очень боитесь кражи, народные очумельцы предлагают следующий способ: распечатать работу и послать самому себе заказным письмом с описью вложения. Таким образом, у вас на руках появится документ с датой.

Пошевелив мозгами, можно придумать еще пару-тройку способов зафиксировать работу документально — было бы желание

Соавторство.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. <…>

Статья 10. Пункт 1

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. <…>

Статья 10. Пункт 2

Вова подкинул идею, Стёпа нарисовал. Соавторство. Макс нарисовал эскиз, Вольдемар доводил его до ума. Соавторство. Серёжа нарисовал 3D-модель, Таня верстала текст, Анатолий рисовал фон и собирал макет. Соавторство.

Cложная в трактовке статья. Ведь не напишешь же в юридическом документе про совесть и профессиональную этику. А как определить, где кончается творческая деятельность Автора, и начинается работа подмастерья?

Чтобы не нарваться на скандал, достаточно запомнить одну простую вещь: если кто-то вам помог в работе, вы не имеете права требовать от человека забыть об этой помощи. Хотите быть единственным автором произведения? Запритесь в кабинете и используйте только свою голову и свои руки. Попросили помощи или были вынуждены её принять? Делитесь славой.

Судебный иск о признании соавтором произведения или, наоборот, о незаконном присвоении статуса соавтора не имеет практически никаких шансов, если у работы не было предпроектной документации со списком участников проекта.

На «идею» или «концепцию» авторское право вообще не распространяется (Статья 6, пункт 4). При этом любой дизайнер знает, что без идеи не будет и полноценного произведения (того, которое любят красть).

Соавтором может считаться заказчик произведения, вносящий в него правки. Другой вопрос, что ему это соавторство до лампочки. А дизайнер в свою очередь многое бы отдал за то, чтобы этого соавтора у него не было.

Правилом хорошего тона должно стать указание соавторов при публикации работы. Хотя Закон этого не требует.

<…>
Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Статья 10. Пункт 2

Отсутствие упоминания соавторов, скорее всего, и есть «достаточные к тому основания» для запрета. Ведь вы вводите в заблуждение: все думают, что вы один сделали работу от начала и до конца.

Дизайн — командная работа. Х Мозговые штурмы, большие проекты, которые не под силу одному человеку, разделение труда и узкая специализация делают своё дело. Современный дизайнер редко может назвать себя единоличным правообладателем авторства на произведение. Помните об этом.

Авторское право на служебные произведения.

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.

Статья 14. Пункт 1

Понятная и избыточная статья. Согласно Статье 4, автор — физическое лицо. Поэтому компания, студия, бюро и любой другой работодатель не могут быть автором, а значит, не могут обладать авторским правом.

Если при приеме на работу соискателю подсовывают на подпись бумаги, по которым он якобы лишается авторских прав на сделанные в компании проекты, соискатель имеет право предложить работодателю засунуть эти бумаги в жопу. Если очень хочется устроиться на работу, можно бумаги подписать, а предложить их засунуть уже после увольнения.

Такие положения в трудовом договоре противоречат сразу нескольким статьям Закона и никакой юридической силы не имеют. Но лучше не подписывать.

Для примера: писатель продает исключительные права издательству, но при этом не перестаёт быть автором произведения, может об этом открыто говорить и всячески себя рекламировать. Не бывает такого, что рукопись передается издательству, а потом она выходит беспризорной с одним названием и издательской маркой.

В дизайн-индустрии считается нормальным, когда на сайтах студий висят работы-сироты, а их авторам затыкают рот липовыми бумажками.

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.
Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

Статья 14. Пункт 2

Есть трудовой договор, и больше, чем в нём написано, автор требовать не вправе. Под «исключительными правами» подразумеваются имущественные права, про которые говорится в Статье 16.

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Статья 14. Пункт 3

Автор уволился, на своём сайте в интернете разместил портфолио, в котором есть произведения, сделанные им, пока он работал в компании. Бывший работодатель не может запретить ему публикацию произведений, однако имеет полное право напомнить автору, кто обеспечил его работой, и потребовать сделать в портфолио соответствующую ремарку.

В трудовом договоре надо уточнить всё то, что не уточняет Закон. Например, участие в конкурсах, выставках, публикации в профессиональных изданиях. Есть мнение, что право автора на имя не позволяет ему участвовать в фестивальной жизни со служебным произведением. Это надо проговорить.

Личные неимущественные права.

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
— право признаваться автором произведения (право авторства);
— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Статья 15. Пункт 1

Право авторства в комментариях не нуждается. Право на имя даёт возможность использовать работу в личных рекламных целях. Про право на обнародование поговорим ниже. Право на защиту репутации можно толковать по-разному, однако, скорее всего, имеются в виду искажения не с целью улучшить, доработать произведение или сделать римейк, а с целью задеть, унизить или обидеть лично автора. Например, завистник нарисовал на репродукции произведения половой орган, да так, как будто он там и был.

Всем смешно, художник оскорблен. Он вправе потребовать сатисфакции.

Сложно представить ситуацию, когда дизайнеру будет необходимо воспользоваться этим правом, особенно учитывая, что дизайн — не способ самовыражения, а работа на заказ.

Доказать, что искаженный заказчиком логотип задевает честь и достоинство дизайнера, который его создал, представляется нереальным и нецелесообразным

<…> Обнародование произведения — осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом; <…>

Статья 4

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.

Статья 15. Пункт 2

Закон написан не только для дизайнеров, но и для прочей творческой и псевдотворческой братии: художников, музыкантов, режиссеров, скульпторов, поэтов, писателей, драматургов, архитекторов, фотографов и даже географов.

Так вот, право на обнародование и отзыв — фактически не про дизайн.

На служебные произведения право на отзыв вообще не действуют, а именно в таких подневольных условиях и творится львиная доля дизайна. Ситуация же, когда дизайнер-фрилансер, получив свои кровные денежки за произведение, вдруг решит его «отозвать», больше похожа на историю про сумасшедшего. Всё-таки дизайнер — не художник, и ему не свойственны творческие истерики, а заказчик дизайна — не художественная галерея и не театр — подобной шутки явно не оценит. Тем не менее, право такое автор имеет. Можете попробовать им воспользоваться — потом поделитесь впечатлениями.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Статья 15. Пункт 3

Важный пункт!

Должен быть выучен наизусть.

Про имущественные права написано в статье 16. Забегая вперед, скажу, что когда в договоре заказа на дизайнерские разработки говорится про передачу прав на произведение, то имеются в виду только имущественные права, они же — исключительные права на использование произведения.

Перечитайте название Статьи 15 и вдумайтесь: не зря оно начинается со слова личные. Личные неимущественные права сохраняются за автором, даже если его запытают до смерти с целью получить у него эти права.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти <…>. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Статья 27. Пункт 1

Имущественные права.

Не надо соглашаться подписывать бумаги с формулировками вроде «передаю все авторские права навсегда».

1 — это глупо, юридические документы не могут идти вразрез с федеральными законами.

2 — с подобной бредовой формулировкой, не имеющей юридической силы, клиент может потрепать нервы автору, требуя убрать работу из портфолио или ещё чего похлеще.

Большинство людей, которые заказывают дизайн, ни разу не видели закона «Об авторском праве…». Профнепригодность демонстрируют даже штатные юристы, не способные отличить имущественные права от неимущественных. Какой только чуши не наслушаешься в баталиях за два маленьких слова. Поэтому лучше провести жёсткий ликбез по авторскому праву на этапе визирования договора, чем потом скандалить из-за филькиной грамоты

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом

Статья 16. Пункт 

Когда в договоре между работником и работодателем или между исполнителем и клиентом идет речь о передаче прав на произведение, имеются ввиду исключительные имущественные права.

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
— воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
— распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
— импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
— публично показывать произведение (право на публичный показ);
— публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
— переводить произведение (право на перевод);
— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
— сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Статья 16. Пункт 2

Вот сколько прав передает автор заинтересованной в его произведении стороне. А стороне бывает и этого мало.

И бывает это не от жадности, а от незнания данного пункта.

Передача имущественных прав. Авторский договор.

Имущественные права, указанные в статье 16 настоящего Закона, могут передаваться только по авторскому договору <…>

Статья 30. Пункт 1

Угу — без бумажки ты… не владелец имущественных прав.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. <…>

Статья 30. Пункт 2

А вот и вожделенная буква закона, которая защищает владельца исключительных прав, т.е. конечного потребителя дизайн-продукции. Спи спокойно, дорогой клиент. Если у тебя есть договор, ты — полноправный и единовластный хозяин произведения.

Вопрос: если понятия неотчуждаемости авторского права и неимущественных прав не могут применяться к юридическому лицу, а имущественные права передаются по договору клиенту, то что остается дизайн-компании?

А компании остаётся то, что она сама себе оставит. Однозначно надо упомянуть в договоре заказа право на публичный показ. Также в последней правке Закона появился новый пункт: право на доведение до общего сведения. Его тоже можно придержать. Само собой эти же права передаются клиенту.

Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

Статья 30. Пункт 4

Этим мудрёным словесным оборотом законодатели предупреждают покупателей прав: читайте внимательно договор и ищите словосочетание «исключительные права».

В качестве домашнего задания, можно ознакомиться со Статьями 31-34, проливающие свет на авторский договор и договор заказа. А здесь мы остановимся только на самом интересном пункте, которым очень приятно удивлять зарвавшихся правопокупателей.

Условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего Закона, являются недействительными

Статья 31. Пункт 7

Ну, подписал автор бумажку, согласно которой его всячески ущемляют, притесняют и используют корысти ради. Всегда можно сослаться на Закон и отказаться выполнять противоречащие ему условия договора. Только надо будет приготовиться к неприятному эпизоду в карьере, потому что Закон знают единицы, а слова «безответственный, нечестный, кидала, обманщик» понятны всем, и поди потом, докажи, что ты просто невнимательно читал и надеялся на порядочность и честность людей.

Поэтому всегда и везде вечная слава спокойному и вдумчивому изучению документов.

А. Ширышев. Е. Головач. Москва 2017.