Автор: PR-менеджер онлайн школы английского языка EnglishDom Анна Журба
В наше безумное и практичное время дискуссии об этике в сфере PR кажутся своего рода декадансом - сразу представляешь себе рестораны и кафе Петербурга накануне событий 1917 года, когда по городу уже хозяйничали революционные матросы, а поэты и художники продолжали обсуждать тонкости своего творчества. Когда мне приходилось читать лекции и мастер-классы, вопрос - что первично: эффективность или этичность - один из самых сложных. И вот наконец-то, после почти 20 лет PR-практики в самых разных сферах, наступило время попытаться свести воедино базовые запреты и ограничения, своего рода СТОП-лист ситуаций, когда через этические нормы нельзя переступать, несмотря на экономическую выгоду.
Нельзя работать на конкурентов ни во время вашего сотрудничества с конкретной компанией, ни даже после его завершения. PR-менеджер - одна из самых доверительных позиций в компании, ему открывают почти такие же сокровенные тайны, как врачу или священнику. Вы знаете, какие реально сильные и слабые стороны у продукта, какие специалисты являются ключевыми в организации, какие неудобные вопросы могут надолго выбить из колеи вашего руководителя. Соблазн продать эти секреты конкуренту, особенно более сильному и финансово состоятельному, часто бывает очень велик, иногда даже непреодолим. Еще сильнее этот соблазн становится, когда вы увольняетесь из компании или прекращаете сотрудничество с этим конкретным заказчиком. Еще хуже ситуация становится, когда у вас конфликт с компанией или заказчиком, эмоции берут верх, и вам хочется отомстить или компенсировать свои потери. Как справится с таким соблазном? Очень просто. Посчитайте, сколько стоит ваш опыт, добавьте к этому стоимость вашей репутации на рынке. И сравните с ценой, которую вам заплатят конкуренты. Согласитесь, они непосоставимы. Обычно после такой истории единственный выход - уйти с рынка, прекратить контакты с большинством коллег и знакомых. И если вы не Сноуден, и не планируете раскрыть всемирный заговор, не экспериментируйте - “двойные агенты” хороши только в фильмах, в жизни их презирают и выбрасывают из профессии.
Нельзя работать в проекте, который принесет вред людям. Особенно ярко этот принцип мне стал понятен во время работы в сфере политического и личного PR. Часто ли вы вообще задумываетесь, по каким критериям определяете подходящий для себя проект? Помимо денег, графика работы, перспектив, коллектива и релевантного опыта. Когда я говорю об этом со своими студентами, они пытаются в начале возражать: “Но ведь все, что противоречит закону, и так запрещено. Значит, все остальные проекты не могут никому навредить”. Отлично, а как насчет серии автомобилей, которых выпустили с конвейера с проблемами в тормозной системе? Или продукты для детей с вредными добавками, чтобы сэкономить на производстве? Или общественно-политические проекты, которые по сути являются сектантскими? Примеров можно привести сотни, далеко не каждый заказчик, который готов платить деньги и рад вашим идеям, достоин того, чтобы о нем рассказать широкой общественности. Моя любимая фраза в этом смысле: “Огонь тоже когда-то считался священным. И не каждому можно позволять сейчас кипятить на нем воду”.
Ни один прорыв в проекте не стоит отношений с друзьями и коллегами. Впервые с такой ситуацией я столкнулась очень давно, когда выяснилась, что я со своими самыми близкими подругами работаю в СМИ, чьи владельцы жестоко враждуют. С юношеским максимализмом мы договорились за бутылкой дешевого белого вина, что где бы и на кого бы мы не работали, навсегда останемся друзьями. Шло время, менялись работодатели, клиенты, ситуация на рынке, круг общения, но как выяснилось - мы были сильно правы тогда, в ранней юности! Подруга в порыве откровенности поделилась новой разработкой конкурентов, и у вас шанс быстро подняться по служебной лестнице? Лучше откажитесь. Коллега в вашей компании допустила ошибку, и вы можете, сообщив об этом, получить ее должность? Не спешите с такими решениями. Дело не только в том, что проекты, клиенты, работодатели приходят и уходят, а отношения с людьми, друзьями - как золото на прииске, далеко не везде можно найти и трудно сохранить. Но еще и в том, что имидж “стервы” или “подлеца” не будет способствовать вашей продаваемости на рынке труда. Ведь если вы так смогли поступить с другом или коллегой, что вас остановит от подлого поступка по отношению к руководителю или клиенту? Никто не хочет работать с подлецами, такой вывод я сделала по факту многих лет работы.
Воровство у компании нельзя ничем оправдать. Когда меня спрашивают, кого я могу уволить без всяких “НО”, я отвечаю - специалиста, который ворует. Давайте не прикрываться красивыми или деликатными выражениями, воровство - денег или идей - нельзя оправдать, даже если речь идет о высококвалифицированном и незаменимом специалисте. “Гений и злодейство несовместимы”, настоящий профессионал, если его не устраивает оплата или условия работы, уходит или пытается договориться. Потому что уверен в своей ценности для компании, для проекта и в своей востребованности на рынке. Ворует тот, кто не сможет найти свое место на свободном рынке труда и не умеет договариваться. Выводы делайте сами.
Этот список можно дополнять,расширять и модифицировать. Но по моему скромному мнению, базовые принципы нам удалось перечислить. Один мой коллега как-то сказал, что “продавщицу магазина, где Раскольников купил топор, не за что судить, она просто делала свою работу. А вот человека, который сподвиг Раскольникова к его размышлениях о своей исключительности, стоит судить наравне с самим героем знаменитого романа”. Так и PRщики, сами того подчас не понимая, являются специалистами с повышенной социальной ответственностью, как бы пафосно и скучно это не звучало.