Немного размышлений о судьбе и искусстве от молодого выпускника факультета дизайна, иллюстратора-самоучки, автора комиксов и просто замечательного человека – Турусбекова Тимура.
Дизайн интерьера, графический дизайн и иллюстрация. Что из этого тебе ближе?
Иллюстрация мне ближе всего, хотя профессионально я этим не занимаюсь. Дизайн - это мой заработок, который тесно связан с моими интересами.
Почему именно иллюстрация ближе? Что тебя в ней привлекает?
С самого детства я любил листать сказки с красивыми иллюстрациями. Поэтому рисование для меня было хорошим способом вернуться в детство, где радуешься конфетке из дедушкиного кармана, а в саду живут феи. Этакая ностальгия. Я чувствую себя самим собой наедине со своими рисунками. В дизайне все иначе - много цифр и коммерции.
Тебя иллюстратора и тебя дизайнера вдохновляют разные вещи?
Это разные вещи, поэтому можно сказать, что и вдохновение для иллюстраций и дизайна приходится черпать из разных ресурсов. Но я все равно верен себе в своих проектах.
Тогда давай вернемся к феям. Скажи, что служит твоим вдохновением для иллюстраций? Есть ли у тебя муза?
Это очень личное! Чтобы найти правильные формы и сюжеты, мне приходится возвращаться в детство. В свои ощущения, когда я был ребенком. Это мне помогает. Один иллюстратор как-то сказал, что нужно смотреть вглубь себя, не искать извне, а полностью довериться своим ощущениям. Тогда и приходит вдохновение, когда находишь общий язык с самим собой. Поэтому можно сказать, что я сам являюсь своей музой. Звучит глупо, но не знаю, как сказать по-другому.
Отнюдь не глупо. Я могу даже доказать это. Евгений Гришковец в одной из своих книг говорил, что писатель старается создать такую книгу, которую сам бы хотел прочитать. Тут, наверное, схожий принцип.
Но все же, есть люди, на которых ты в иллюстрации ориентируешься?
Конечно, есть, их много. Чтобы создать что-то свое, приходится смотреть на других, нужна «насмотренность». У меня нет кумиров, я не хочу никому подражать, но есть те, творчеством которых я восхищаюсь. Я за многими слежу в социальных сетях, иногда завидую, а иногда думаю о том, что я бы сделал по-своему. Изучая дизайн, приходится изучать и историю искусств, это тоже очень помогает. Я начал больше разбираться в стилях, техниках, и, конечно же, появились «любимчики». Не зная историю, трудно создавать что-то новое. Не глядя на современников, можно оторваться от общества, потерять аудиторию, стать асоциальным художником.
«Асоциальным» художником? Это как?
Это когда тебя перестают понимать, а ты сам не понимаешь, что нужно людям. Искусство, оно, для людей. Поэтому если ты заперся на 5 лет один в комнате и не знаешь, что происходит в мире, вряд ли ты сможешь тронуть других своим творчеством. Я иногда боюсь того, что меня перестанут понимать. Я думаю, что это нормально, ведь любой творческий человек, создавая свои проекты, хочет сделать их понятными.
А кому ты адресуешь свое творчество?
Всем.
Абсолютно всем? Или все-таки есть какая-то целевая аудитория, которой ты хочешь быть понятым?
Я, если честно, даже не думал об этом. Мне кажется, что аудитория сама тебя находит, не наоборот. Я показываю свои картинки всем, а остаются те, кому это действительно интересно.
Иллюстрация для тебя - хобби, хотел бы превратить ее в работу?
Я иногда зарабатываю на этом. Но пока не знаю, хочу ли я оставить это только для себя как хобби или сделать чем-то более профессиональным.
Что для тебя важнее: процесс или результат?
О! Классный вопрос, потому что я не знаю точного ответа. Процесс для меня всегда был интереснее результата, ведь это такая интрига. Полное погружение в творчество: я всегда стараюсь отдаваться на все сто, не халтурить. Это волшебство наяву, когда твои идеи успешно воплощаются в жизнь, когда все задуманное получается. Но иногда приходится учиться на ошибках, но это тоже интересно.
А вот с результатом сложнее, обычно ближе к финалу я начинаю ненавидеть свою работу, проще говоря, устает глаз. Но я всегда стараюсь сделать результат достойным. Думаю, невозможно сказать, что важнее: результат или процесс - это неотделимые друг от друга вещи. Иногда смотрю на свои старые работы и удивляюсь, что это сделал я, я сам удивляюсь результату. Такое близкое мне, но странно, что мое!
Ты даже немного опередил мой следующий вопрос.
Когда общаешься с творческими людьми, складывается впечатление, будто они никогда не довольны тем, что у них получается. Когда ты доволен собой?
Я доволен, когда сделал то, что планировал, не думаю, что это касается только рисования. Но самое для меня главное, чтобы было мое – на уровне чувств.