Найти тему
Мне не скучно

Метафора как способ развить гениальность

Слово «метафора» происходит от греческого «перенесение», отсюда слова светофор («несущий свет»), имя Христофор («несущий Христа») и другие слова с частичкой «фор».

Аристотель считал, что метафора – это признак гения, ведь человек, который может провести аналогию между двумя разными объектами или явлениями, владеет особым даром. Так Александр Грэм Белл провел параллель между работой человеческого уха и колебаниями железной мембраны, а результатом такой аналогии стало изобретение телефона. Альберт Энштейн также был большим любителем метафорического мышления и для лучшего понимания иллюстрировал физические явления примерами из жизни – прыгал в движущемся лифте, чтобы понять динамику движения тела, сравнивал эффекты колебания на примере гребле по реке и т.д. И физики, и метеорологи, и другие ученые зачастую прибегают к метафорам, чтобы объяснить мировому сообществу о сути своих экспериментов. Так появились:

· Кот Шредингера, который ни жив ни мертв, как атомное ядро, которое может находиться одновременно в распавшемся и нераспавшемся состояниях;

· Эффект бабочки математика Э. Лоренца, который сравнил воздействие мельчайших изменений на детерминированно-хаотическую систему, ведущее к огромным последствиям, со взмахом крыла бабочки, которое привело к возникновению урагана в другой части света;

· Часовой механизм как образ вселенной – метафора Т. Гоббса, английского философа, которая, словно тот самый эффект бабочки, породила революцию научного сознания. После Т. Гоббса и Ньютон, и Декарт и Ламерти стали описывать общество, людей и животных как механизмы. Кстати, отголоски этой метафоры докатились до современности – поклонники стимпанка наверняка с этим согласятся.

Метафора не только служит способом объяснения сложных явлений, но также служит для экспрессии и диагностики. Экспрессия необходима каждому для того, чтобы выразить определенную эмоциональную составляющую и личностное восприятие индивидуума. «Что наша жизнь – игра», как пел Миронов в 12-ти стульях. А, может быть, театр, как говорил Шекспир? Или сон, с которым сравнивал ее де ла Барка? Метафора же как способ диагностики служит практическим инструментом для выявления информации о человеке (о его настроении, состоянии и т.д.). «Жаба душит купить новый iPhone,» - говорит либо о финансовом положении произносящего эту метафору, либо о рациональной составляющей – «понты дороже денег, но меня на это не развести». Далее необходимо обращать внимание на второстепенные признаки, чтобы сделать соответствующий вывод.

Предлагаем упражнение: попробовать проводить аналогии между ситуациями, ощущениями, событиями и какими-либо явлениями. Накопившиеся за день метафоры стоит записать на листе бумаги в столбик. Напротив каждого во второй столбик записать ощущение, которое вы охарактеризовали данной метафорой или ситуацию, в которой она была сказана. В третьей колонке, если метафора имеет отношение к чему-то негативному, написать способ решения, который соотносился бы с метафорой. Например:

Кусок льда – обида – растопить (за чашкой горячего чая поговорить с обидчиком);

Пожар – гнев – погасить (принять холодный душ или выйти прогуляться на свежий воздух);

Если метафора позитивная, то написать, как ее можно усилить или подкрепить. Например:

Семейный очаг – любовь – заготовить дров;

Таким образом, с помощью метафор можно развивать креативное мышление, которое позволит более доступно объяснять свои идеи, точнее выражать свои эмоции и разрешать жизненные вопросы.

-2