Найти тему
Techfusion.ru

Что не так в работе Apple с IT-изданиями в России?

Гора вновь сцепилась с Магометом по поводу политики Apple и обзоров гаджетов: Эльдар Муртазин обвинил Apple в том, что компания выдает на тест iPhone X только с условием лояльного обзора, а Сергей Вильянов категорически с ним не согласен.

На правах человека, который теперь за редкими исключениями практически не тестирует гаджеты, но имеет почти десятилетний опыт такой работы, имею сказать несколько вещей.

Компания Apple безумно сложный партнер, едва ли не самый сложный среди всех компаний официально работающих в нашей стране. Даже с китайцами во многом проще. И с корейцами. Как и у любой американской компании, у них на любой случай есть протокол и официальная ЮРИДИЧЕСКИ выверенная позиция. Но в остальных американских компаниях в России есть люди, способные и имеющие право принимать какие-то решения. В ООО "Apple Рус" таких людей нет. По этой причине общение с представителями Apple зачастую выглядит менее живым чем с некоторыми чат-ботами. На любой вопрос, предполагающий неавторизованный ответ ты получаешь формальную отписку с нулевой ценностью.

Вместе с тем, а может именно по этой причине, в Apple никогда не было подходов с требованиями "писать хорошо". Это американская компания и если вдруг кому-то там придет в голову нечто подобное, то за такое сожрут свои же корпоративные юристы в рамках американского же законодательства.

Значит ли это, что Apple ничего не может поделать с изданиями и авторами? Может. У Apple есть другие инструменты - вполне легальные.

Если ты пишешь не вполне корректный обзор, то тебе в следующий раз могут не дать девайс, т.е. выкинуть из программы тестирования, а она в Apple отличная - журналисту выдают смартфон (планшет, часы и т.д.), но не на 2 недели и не на месяц, как в других компаниях, а на год - до выхода новой модели, а затем меняют старый аппарат на новый. Причем, насколько я знаю, представителям глянца устройства оставляют безвозвратно. Так вот, выкинуть из этой программы могут, но это в теории. На практике же тебе вынут мозг после публикации, с тобой будут часами говорить по телефону и писать письма, но санкций не последует. Самое главное же, что это не станет личным. То есть в следующей итерации тебя вновь позовут на брифинг в московский офис и выдадут заветный мешок.

Проблемы бывают с изданиями - если они недостаточно популярные, форматами - если издание не очень читаемое и не может предложить интересный формат материала. Ну или если площадка накосячила, например, устроив наброс с использованием выданных на тест устройств, или забила на NDA и опубликовала текст раньше, чем это было можно сделать в рамках договоренностей. Такие договоренности, к слову, абсолютно нормальны и являются стандартом для любых медиа в любой стране мира. И такие примеры нарушений NDA в России мне известны, известны и последовавшие затем санкции к площадкам.

Не бывает в Apple и практики выдачи на тест предрелизных версий устройств с нефинальными прошивками и прочим. Более того, в период, когда официальные продажи новинок происходили в России несколько месяцев спустя старта продаж в США, это было довольно серьезной проблемой для редакций, так как Apple выдавало сэмплы только за несколько дней до начала официальных продаж. Делалось это в том числе потому, что компания раздает устройства из той же партии, что будет продаваться в магазинах.

Что же в сухом остатке? Любая компания в рамках своей PR-стратегии формирует пул нужных ей изданий. И работает с ними, давая нужную информацию - цифрами, цитатами, продуктами, поездками или фуршетами. И Apple тоже имеет на это право. И в этих своих подходах Apple - один из самых прозрачных игроков на рынке.

Все остальное - эмоции, лирика и унылые провокации.

Автор - Олег Капранов