Аналитики банка Goldman Sachs говорят о том, что к 2030 году из-за масштабного развития электромобилей нефтяная отрасль будет терять по 2 трлн долл. ежегодно. Но в России по-прежнему считают, что никакой угрозы не существует.
В Goldman Sachs спрогнозировали три сценария развития событий: базовый, «гиперсценарий» и «два градуса по Цельсию» (с учетом потепления климата на 4 градуса к 2100 году). По первому сценарию к 2030 году электромобили займут 6,5% мирового автопарка, второму — 10%, по третьему им будет принадлежать 15%.
В исследовании говорится, что пик спроса на нефть и продукты ее переработки будет достигнут к 2024 году из-за стремительного развития развивающихся рынков возглавляемых Индией, а затем спрос на нее будет снижаться.
Одновременно парк электромобилей будет расти едва ли не в геометрической прогрессии: по прогнозу Goldman Sachs к 2030 году он может составить до 83 млн автомобилей, что более чем в 40 раз больше парка электромобилей по итогам 2016 года (2 млн шт). Решающее влияние на развитие электротранспорта будет оказывать стоимость батарей. Сегодня она равна 220 долл за 1 киловатт-час, по прогнозам аналитиков на равных электромобили смогут конкурировать с обычными машинами если стоимость опустится до 100 долл за киловатт-час. По базовому сценарию Goldman Sachs к 2020 цена киловатт-часа в батареях упадет до 165 долл, по гиперсценарию до 110 долл за киловатт-час и до 75 долл за киловатт-час — к 2030 году.
Все это ударит по нефтяной отрасли. Несмотря на то, что цена баррели нефти снизится на 1–4 долл к 2030 году, совокупные потери бизнеса и государства к 2030 году достигнут 1,3 трлн долл в год. Причем 896 млн придется на добывающую отрасль. Перерабатывающий же бизнес пострадает сильнее и раньше: к 2025 году загруженность заводов может упасть до 81% (отметка на которой они остаются прибыльными), а к 2030 году перерабатывающие компании потеряют до 9% рынка и 93 млрд недополученных доходов в год.
В Goldman Sachs предупреждают, что развитие электромобилей серьезно ударит по бюджетам государств, у многих из которых он формируется от нефтяных доходов (акцизы и налоги).
Но в России развитие электротранспорта серьезной угрозой не считают. Летом глава «Роснефти» Игорь Сечин, выступая на Международном форуме в Санкт-Петербурге, заявил, что в большинстве стран доля продаж электромобилей не превышает 2%. Также Сечин выразил сомнение в экономической эффективности единственного в мире крупного независимого производителя электромобилей Tesla. Вторит Сечину и президент России Владимир Путин. По его словам газомоторное топливо куда экологичнее, а в мире еще долго сохранится текущий энергобаланс.