В наши дни люди имеют обширные возможности получать информацию религиозного характера. Тем не менее, не вся информация, распространяемая разными авторами как исламская, соответствует убеждениям мусульман. По этой причине, знакомясь со сведениями об Исламе, необходима осмотрительность и способность отличать правильные взгляды и убеждения от различного рода заблуждений. Вследствие этого следует приобретать правильные знания о религии, дошедшие до нас от наших предков. Минимальные религиозные знания необходимы каждому мусульманину. На это указал сам Пророк, мир Ему:
«Стремление к необходимым знаниям по религии – обязанность каждого мусульманина»
Показательно свидетельствует о значимости этой темы рассказ о том, как однажды Посланник, мир Ему, вошел в мечеть и увидел две группы людей. Одна из них восхваляла Аллаха, читая зикр, а другая занималась изучением религиозных вопросов. Посланник Аллаха, мир Ему, присоединился к группе, в которой изучали религию,сказав следующее:
“Обе группы занимаются добрыми делами, однако данное собрание лучше”
Учебный процесс в Исламе неизменно проводился под руководством опытных учителей по принципу «из уст в уста”: от учителя к ученику. Система передачи знаний от мусульман, компетенция которых в религиозных вопросах не подвергается сомнению, позволяла одному поколению мусульман передать учение Пророка Мухаммада, мир Ему, следующему поколению в неизменном виде. Такая организация образовательного процесса была основана на изречении Пророка Мухаммада, мир Ему, сказавшего: “Воистину, знаниям обучаются из уст в уста от достоверных учёных. Тому, кому Аллах хотел добра. Он дарует религиозные знания». По этой причине самообучение путём самостоятельного чтения религиозных книг не приветствуется, так как человек, неверно поняв смысл изложенного, может попасть в заблуждение. Нередко так и происходит, когда многие ошибочно полагают, что могут освоить знания Ислама, читая разнообразную литературу исламского характера или пользуясь Интернетом.
Тех людей, которые ограничиваются самостоятельным чтением книг принято называть “книжниками», а не исламскими учеными. Тех же, кто учится читать Коран самостоятельно без учителя, не называют чтецами Корана.
Также следует сказать о том, что не все религиозные вопросы имеют одинаковую степень зависимости. Некоторые из них имеют более высокую степень, чем другие. В этой связи верно разработанный процесс обучения позволит учащемуся постепенно и последовательно освоить базовые вопросы Ислама. Стержневой наукой, с усвоения которой и начинаются уроки, является «’Акида” или «Вероубеждения”. Затем проходят правила выполнения религиозных ритуалов (намаз, пост, паломничество и так далее), правила деловых отношений для тех, кто занимается этим, а также знания о грехах сердца, языка и других частей тела.