Найти тему
Мои наблюдения

Как найти предка. Продолжение №2

Посмотрим на образец Заказа (Требования) на документы и т.д. государственного архива Владимирской области. Я представляю его уже заполненным. Всмотритесь и оцените критически.
Итак, мы заполняем три первых графы, затем выписывает название метрической книги (брачных обысков, исповедной росписи, ревизской сказки), указываем число листов (они показаны не везде. В этом сложность, потому не зная сколько листов в книге, мы легко переберём 1 500 л. – предел, который установлен в г. Владимире, вопреки постановлению Конституционного  суда РФ). После отработки книги, мы ставим свою подпись. Заметим, что «Единицы хранения» (третья колонка) – это по-другому «Дело».
Поговорим теперь об исповедных росписях. 
Исповедные росписи – это книги, которые велись при каждой приходской церкви для записи прихожан, бывших на исповеди и причастии. Составлялись исповедные росписи ежегодно. В них приходские священники отмечали: место жительства семьи (деревня, починок, сельцо, село), фамилию, имя, отчество и возраст членов семьи, с указанием степени родства членов семьи по отношению к главе семьи (жена, сноха, дети).
     Исповедная росписи содержала три графы. В первой графе содержала отметку «был» или «не был». Во второй графе «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием (причинностью)» записи встречаются крайне редко. Священникам не рекомендовалось использовать отлучение от причастия. Графа «Которые у исповеди не были» содержала отметки о причинах, по которым человек не был у исповеди. Обычно это «по отлучке» или «по нерадению».
   Исповедные росписи (или ведомости) требуют сопоставления друг с другом и с иными источниками, поскольку для них в большей степени, чем для метрических книг и ревизских сказок, характерны ошибки в именах и отчествах, возрасте, степенях родства и т.п. Отмечу, что серьёзное отличие в возрасте наблюдал и я. Как я отмечал, исповедные росписи составлялись ежегодно, но в архивах сохранилось их не очень много. Замечу, что это одни из самых большие по объёму книг архивов. Есть такие, объём которых превышает 2 000 листов!
    Ревизские сказки - документы именной переписи податного населения Российской Империи. Проведение реформы Петра I потребовало организации подушного учёта населения. Ревизские сказки содержат сведения, позволяющие судить о численности населения, социальному и половозрастному составу, наци -ональному и семейному состоянию и т. д. Толстые книги ревизий представляют собой сброшюрованные переписи по селам. Как правило, ревизские сказки оформляются в книги в алфавитном порядке хозяев крепостных крестьян. Соответственно в каждой книге наряду с названием, например, «Ревизские сказки помещичьих крестьян 8 ревизии…» обозначаются литеры, включённые в книгу, например, «с литеры «О» до литеры «Т». Это означает, что в этой книге находятся крепостники с фамилией, например, «Орехов» — «Толстой». 
   Меня поразило качество бумаги: плотная, похожая на французский ватман, который я видел в 1960-е годы у дяди-художника. Она бывает двух видов - бело-серая и синяя. Делать копии с синей бумаги лучше на флеш-карту. 
Разнятся сказки по подчеркам, составлявших их старост, а также с возрастом: читать сказки 1, 2 ревизий весьма затруднительно.

    Долгое время чёткого формуляра ревизской сказки не существовало: вовремя двух первых ревизий учитывались только лица мужского пола с указанием возраста. Начиная с третьей ревизии (1762 г.) вводится печатный бланк сказки, учитываться и женское население, увеличивается количество данных, которое обязательно должна сообщать сказка по каждому учитываемому человеку. В 1, 2 и 6 ревизиях учитывались только мужчины.
   Только с седьмой ревизии (1815-16 г.) формуляр складывается окончательно: вводится новая, более простая форма структурирования данных, запись начинает вестись по семьям. С этого момента ревизская сказка содержит в себе следующие показатели: название (год, месяц, число подачи, губерния, уезд, село, владелец крепостного селения, если сказка дана по помещичьему селу), графу с номером семьи, цифры состава семьи «по последней ревизии», число и состав «выбывших» и «прибывших» лиц, временно отсутствовавших, и итоговые данные «ныне налицо». В сказку записывалась одна семья за другой, на левом листе — мужчины, на правом — женщины. В заключение стоят подписи ответственных лиц.
   Во Владимирском архиве мне удалось найти своих родственников в 3 ревизии, где были приведены данные также по 2-й ревизии. 
До начала Петровский ревизий существовали подворные переписи. Материал по подворным переписям следует искать в РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Они были довольно примитивными и были заменены. Ну, а в конце 19 века ревизии вновь заменили переписи населения.
Посмотрим на образец Заказа (Требования) на документы и т.д. государственного архива Владимирской области. Я представляю его уже заполненным. Всмотритесь и оцените критически. Итак, мы заполняем три первых графы, затем выписывает название метрической книги (брачных обысков, исповедной росписи, ревизской сказки), указываем число листов (они показаны не везде. В этом сложность, потому не зная сколько листов в книге, мы легко переберём 1 500 л. – предел, который установлен в г. Владимире, вопреки постановлению Конституционного суда РФ). После отработки книги, мы ставим свою подпись. Заметим, что «Единицы хранения» (третья колонка) – это по-другому «Дело». Поговорим теперь об исповедных росписях. Исповедные росписи – это книги, которые велись при каждой приходской церкви для записи прихожан, бывших на исповеди и причастии. Составлялись исповедные росписи ежегодно. В них приходские священники отмечали: место жительства семьи (деревня, починок, сельцо, село), фамилию, имя, отчество и возраст членов семьи, с указанием степени родства членов семьи по отношению к главе семьи (жена, сноха, дети). Исповедная росписи содержала три графы. В первой графе содержала отметку «был» или «не был». Во второй графе «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием (причинностью)» записи встречаются крайне редко. Священникам не рекомендовалось использовать отлучение от причастия. Графа «Которые у исповеди не были» содержала отметки о причинах, по которым человек не был у исповеди. Обычно это «по отлучке» или «по нерадению». Исповедные росписи (или ведомости) требуют сопоставления друг с другом и с иными источниками, поскольку для них в большей степени, чем для метрических книг и ревизских сказок, характерны ошибки в именах и отчествах, возрасте, степенях родства и т.п. Отмечу, что серьёзное отличие в возрасте наблюдал и я. Как я отмечал, исповедные росписи составлялись ежегодно, но в архивах сохранилось их не очень много. Замечу, что это одни из самых большие по объёму книг архивов. Есть такие, объём которых превышает 2 000 листов! Ревизские сказки - документы именной переписи податного населения Российской Империи. Проведение реформы Петра I потребовало организации подушного учёта населения. Ревизские сказки содержат сведения, позволяющие судить о численности населения, социальному и половозрастному составу, наци -ональному и семейному состоянию и т. д. Толстые книги ревизий представляют собой сброшюрованные переписи по селам. Как правило, ревизские сказки оформляются в книги в алфавитном порядке хозяев крепостных крестьян. Соответственно в каждой книге наряду с названием, например, «Ревизские сказки помещичьих крестьян 8 ревизии…» обозначаются литеры, включённые в книгу, например, «с литеры «О» до литеры «Т». Это означает, что в этой книге находятся крепостники с фамилией, например, «Орехов» — «Толстой». Меня поразило качество бумаги: плотная, похожая на французский ватман, который я видел в 1960-е годы у дяди-художника. Она бывает двух видов - бело-серая и синяя. Делать копии с синей бумаги лучше на флеш-карту. Разнятся сказки по подчеркам, составлявших их старост, а также с возрастом: читать сказки 1, 2 ревизий весьма затруднительно. Долгое время чёткого формуляра ревизской сказки не существовало: вовремя двух первых ревизий учитывались только лица мужского пола с указанием возраста. Начиная с третьей ревизии (1762 г.) вводится печатный бланк сказки, учитываться и женское население, увеличивается количество данных, которое обязательно должна сообщать сказка по каждому учитываемому человеку. В 1, 2 и 6 ревизиях учитывались только мужчины. Только с седьмой ревизии (1815-16 г.) формуляр складывается окончательно: вводится новая, более простая форма структурирования данных, запись начинает вестись по семьям. С этого момента ревизская сказка содержит в себе следующие показатели: название (год, месяц, число подачи, губерния, уезд, село, владелец крепостного селения, если сказка дана по помещичьему селу), графу с номером семьи, цифры состава семьи «по последней ревизии», число и состав «выбывших» и «прибывших» лиц, временно отсутствовавших, и итоговые данные «ныне налицо». В сказку записывалась одна семья за другой, на левом листе — мужчины, на правом — женщины. В заключение стоят подписи ответственных лиц. Во Владимирском архиве мне удалось найти своих родственников в 3 ревизии, где были приведены данные также по 2-й ревизии. До начала Петровский ревизий существовали подворные переписи. Материал по подворным переписям следует искать в РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Они были довольно примитивными и были заменены. Ну, а в конце 19 века ревизии вновь заменили переписи населения.