Сейчас многие говорят об образе будущего, цифровой экономике, больших данных, умных вещах, криптовалютах, блокчейне и т.п. К сожалению, как правило, российское образование не способно подготовить большинство людей к стремительно меняющейся реальности, и многие даже дипломированные специалисты и обладатели ученых степеней остаются по сути на периферии технического прогресса, который, в свою очередь, не устает преподносить все новые и новые сюрпризы. Так, к примеру, глава «Ростелекома» Михаил Осеевский на недавнем Всероссийском форуме профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ» заявил, что век традиционного интернета уже подходит к концу, и скоро он уступит место более передовым технологиям. Глава Сбербанка Герман Греф на июльской встрече с выпускниками юридического факультета калининградского Балтийского федерального университета имени Канта назвал их людьми «вчерашнего дня», в связи с тем, что у них недостаточно знаний в сфере инновационных цифровых технологий и нейросетей. Министерство образования и науки задумывается о сокращении количества вузов и изменении подхода к обучению в средней школе. Тем временем, число удовлетворенных своей работой учителей и вузовских преподавателей в последние годы серьезно снизилось.
Несомненно, в центре дискуссий о модернизации страны и улучшении человеческого капитала в России сегодня нередко стоит вопрос о том, каким должно быть образование будущего, чтобы школы выпускали мотивированных юношей и девушек, тянущихся к знаниям, а вузы - компетентных специалистов, гибких к изменениям на рынке труда и готовых к постоянному повышению своей квалификации. В конце августа "НГ" сообщала, что тот же Греф на личные деньги построил в Москве школу нового поколения. Однако не только для Грефа очевидно, что школа старой формации более не отвечает вызовам времени. В частности, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук Анна Варга в интервью порталу «Harvard Business Review — Россия» заметила: Нынешняя "школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам. Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания — это следствие того, что современный ребенок попал в щель между старым и новым поколением. И взрослые сейчас в большой тревоге по поводу детей и их будущего".
В конце июля один из создателей социальной сети «ВКонтакте» и основатель мессенджера Telegram Павел Дуров также отметил: "Многие школы будущего станут экспериментальными площадками наподобие технологических стартапов. Результатом работы некоторых из таких школ будет оглушительный успех, другие закончат свою историю колоссальным провалом. Количество неизвестных огромно, и путь в будущее лежит только через эксперимент. Одно можно сказать точно — среднее образование XXI века станет более разнообразным и интересным".
Согласно упорным слухам, амбициозная программа мэрии Москвы под названием «Московская электронная школа» (МЭШ) сегодня претендует на то, чтобы стать образцово-показательным проектом в рамках решения выдвинутой президентом РФ задачи создания цифровой образовательной среды. В частности, Михаил Кушнир пишет: "Одним из козырей МЭШ является публичная похвала президента за высокие места Москвы в международных рейтингах: за цифровизацию города и за результаты московских школьников на испытаниях". Ожидается, что все возможности МЭШ будет продемонстрированы на Московском международном форуме «Город образования», который пройдет 7–9 сентября 2017 года в павильоне №75 на ВДНХ. Как сообщает интернет-издание об образовании "Мел": "В течение трёх дней работы Форума на стенде проекта будут проходить мастер-классы педагогов МЭШ, а каждый желающий сможет лично опробовать работу электронного дневника и журнала, изучить функции интерактивных учебных панелей и ознакомиться со сценариями уроков, созданными московскими учителями".
Пока же о том, что из себя представляет «Московская электронная школа» можно ознакомиться, хотя бы по публикации официального сайта мэра Москвы "Москва приступает к новому этапу внедрения электронных технологий в школах". Так, на круглом столе, состоявшемся 30 августа и посвященном развитию этого проекта, глава столицы Сергей Собянин отметил следующее: «Речь идет, во-первых, об обновлении материально-технической базы. Сегодня наши школы необходимо обеспечить уже новыми компьютерами, новыми интерактивными досками, новыми ноутбуками. Я думаю, что мы с этой задачей справимся в течение 2017 и 2018 годов. <...> Мы провели эксперимент, создали платформу и дали возможность нашим учителям самим разрабатывать сценарии и загружать [их] на эту платформу. В результате в короткие сроки мы получили 48 тысяч сценариев, из которых восемь тысяч уже проверены и находятся в открытом доступе. Это был своего рода прорыв. Мы поняли, что это тот путь, по которому мы должны идти». По его словам, «Московская электронная школа» — это еще один шаг на пути повышения качества образования, создания новой учебной среды, более эффективной, интересной и адаптированной к реальной жизни.
Понятно, что у этого проекта есть и критики. К примеру, упомянутый выше Михаил Кушнир обратил внимание на то, что "МЭШ в Москве неизбежно рассматривается в череде жёсткой авторитарной политики Департамента образования по выдавливанию всех альтернативных информационных систем (прежде всего электронных журналов), причём после неоднократных публичных заверений, что школы, строго в соответствии с законом, вправе сами выбирать удобное им решение. Широко обсуждались сбои навязанного властями журнала, когда данные пропадали в конце полугодия и даже года, не говоря о зависаниях и невозможности доступа к системе в течение учебного года. Есть и позитивные отклики, но при оценке рисков важно отметить места потенциальных разрывов в позитивных обещаниях и ожидаемо предъявляемых отзывах".
Хочется надеяться, что проект МЭШ будет совершенствоваться, а его внедрение в повседневный образовательный процесс будет более гибким. С тем же, что он из себя представляет уже сейчас, можно будет ознакомиться на форуме «Город образования».