Найти тему
Distortion

6 продолжительных треков

Кто-то из известных музыкантов сказал, что написать хорошую трёхминутную песню куда сложнее, чем продолжительный музыкальный эпос. Возможно это и так, к тому же невольно возникают ассоциации со схожим доводом из литературной среды – написать рассказ куда сложнее чем роман. Но вряд ли многие считают склонность музыкантов к созданию продолжительных композиций некой композиторской несостоятельностью. Слушатели любят длинные треки, они позволяют максимально погрузиться в музыку, раствориться в ней, совершить путешествие в другой мир. Но главное в создании подобных опусов – не затянуть. Ведь слушатель может просто заскучать из-за постоянного повторения одного и того же мелодического хода на протяжении 20 минут, даже если этот ход хорош. Размышляя над этим, я решил переслушать несколько десятков продолжительных композиций и выбрать из них самые, на мой взгляд, интересные. Касаемо хронометража, то я руководствовался только одним критерием – не короче 15 минут. В остальном же было сложнее. Есть множество композиций, которые попадают под этот хронометраж, и которые я очень люблю, но их сложно назвать цельными произведениями. Зачастую подобные эпосы состоят из разрозненных песен объединённых смысловой концепцией в одно большое произведение (к примеру «Six Degrees Of Inner Turbulence» от группы Dream Theater, длящаяся 42:04, альбом-песня «The Whirlwind» группы Transatlantic длительностью 78 минут или одно из моих любимых произведений «Crimson» от Edge of Sanity продолжительностью в 40 минут), поэтому я постарался не включать в этот список композиции, построенные по данному принципу. А что касается порядка, то давайте начнём с малого.

Porcupine Tree – «Anesthetize» (17:42)

Часть концептуального произведения «Fear of a Blank Planet» и далеко не чемпион по хронометражу в дискографии Porcupine Tree (посмотрите на хронометраж «The Incident»), композиция «Anesthetize» заслуживает того, чтобы быть услышанной не только любителями прогрессивной музыки. Композиция начинается с партий баса и перкуссии под аккомпанемент которых начинает петь Стивен. Такой быстрый переход к вокальным партиям нехарактерен для множества продолжительных произведений, поскольку часть хронометража отводится на вступление. И подобный шаг наводит на мысль, что почти 18 минутная сюита будет составлена из нескольких композиций, связанных идейно, но не музыкально. В конце третьей минуты в аккомпанемент вторгается гитара, являющийся скорее аранжировочным решением, чем композиторским, но уже через минуту гитара начинает развивать мелодию. Развитие размеренное, сопровождаемое гитарной мелодией, а после риффами, но пока в нём не виднеется финальная точка. Вновь вступает Стивен и тут на 07:50 мелодия инструментов скрашивается великолепным припевом, очень простым, но цепляющим. Из него возникает сольная гитарная партия, за ней вступают фоновые клавиши, а после скоростной отрывок, построенный на партии гитары и ударных. Композиция замирает, но не заканчивается на тринадцатой минуте, остаются только фоновый звук, к которому начинают добавляться инструменты, а Стивен на их фоне поёт третий куплет, после которого композиция выходит на коду. Прошло почти 18 минут, заданная в первые секунды мелодия пронесла нас через всю композицию, показав, что этот трек именно единое полотно, из которого невозможно исключить какую-либо составляющую не нанеся вред целому. Эти восемнадцать минут звука так умело собраны в одно полотно, что демонстрируют композиторское мастерство Стивена Уилсона во всей красе.

Iron Maiden – «Empire of the Clouds» (18:01)

Никогда не позиционировавшие себя как progressive группа Iron Maiden тем не менее не чурались сочинять продолжительные композиции. Апофеозом на данный момент является изданная в 2015 году композиция «Empire of the Clouds», написанная вокалистом группы Брюсом Дикинсоном. Вокалист работал над ней около месяца без привлечения остальных участников группы, а в качестве основного инструмента использовал рояль. Композиция во многом необычна для Iron Maiden. В ней впервые роль ведущего инструмента заняли клавиши, на которых, опять же впервые в истории группы, играл Брюс Дикинсон. Начавшаяся с одинокого рояля, мелодия постепенно насыщается партиями других инструментов. Появляются ударные, оркестр, а вскоре и вокал Брюса Дикинсона. Гитарам на протяжении большей части композиции отведена второстепенная роль (они слабо звучат на фоне рояля и ударных) и только с шестой минуты звук усиливается. Мелодический рисунок и ритм меняются с восьмой минут, когда клавиши отступают и гитаристы Maiden поочерёдно играют сольные партии, а Нико МакБрейн добавляет звук гонга. В исполнительском плане композиция несложная, но основная мелодия и пение Дикинсона не дают заскучать, и к окончанию сольных партий слушатель не забывает основной мотив, который возвращается на шестнадцатой минуте, придавая композиции циклический характер. Вряд ли это прогрессив, но раздача ярлыков это дело десятое, главное, что это великолепная композиция и одно из высших достижений Брюса Дикинсона как автора.

Opeth – «Black Rose Immortal» (20:15)

Как и многие музыканты жанра death metal Михаэль Акерфельдт прячет (прятал) в глубине души романтическую натуру, которая обогащала его сыгранные на гитарах с пониженным строем композиции, превращая их из достаточно стандартных наборов жанровых клише в интересные произведения. «Black Rose Immortal» трек со второго альбома шведской группы Opeth и самая продолжительная на данный момент композиция коллектива. Вся композиция строится на чередовании акустических и электрических элементов. Последних в ней куда больше, а первые служат скорее связками не всегда умело встроенными в музыкальное полотно. Музыкантам явно хотелось внести больше разнообразия в свои номера, но видимо ещё не хватало элементарного композиторского опыта (Майклу на момент записи было 22 года, а его соавтору Питеру Лингрену 21, а сочинять эту композицию ребята ещё несколькими годами ранее). Композиция преображается после шестой минуты, отдельные части выстраиваются в единое целое и отрезок с 06:00 до 16:40 великолепен от и до. Тревога то на несколько секунд нарастает, то затухает и так несколько раз пока в конце семнадцатой минуты музыка не берёт очередной разгон, чтобы ….. закончить его резким переходом в акустику, повторив ту же ошибку, что и на первых 5 минутах трека. Концовка получилась немного куцей и возможно ещё минута-другая музыки вытянула бы её. Но несмотря на композиционные огрехи в «Black Rose Immortal» есть чувства и эмоции, а это с лихвой компенсируют мелкие недостатки. Великолепное творение ранних Opeth, которое до сих пор слушается с интересом.

Продолжение статьи на сайте Distortion