- Церковь торжественно почитает день Успения Божией Матери, но это же день Ее смерти. Почему же он празднуется?
- Сначала о самом таинственном и великом событии. Пресвятая Богородица по Вознесении Господа Иисуса Христа пребывала, по завещанию Спасителя, в доме Иоанна Богослова. Апостол с большой любовью заботился о Ней до самой Её кончины. Живя в Иерусалиме, Богородица посещала те места, где часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо.
Однажды, во время молитвы на Елеонской горе, Ей явился архангел Гавриил с райской финиковой ветвью и возвестил о том, что через три дня окончится Её земная жизнь и Господь возьмет Её к Себе. Пресвятая Дева обрадовалась этой вести и рассказала её нареченному Своему сыну Иоанну Богослову. Богоматерь также желала проститься и с другими апостолами, тогда Господь чудесным образом собрал их всех, кроме Фомы. В ожидании события апостолы грустили, но Божия Матерь укрепляла их, говоря, что не оставит их и всех христиан.
В час кончины яркий неземной свет осиял комнату, где пребывала Божия Матерь. Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Её пречистую душу. После этого апостолы похоронили пречистое тело Богородицы, согласно Её пожеланию, в Гофсиманском саду. При погребении совершилось множество чудес.
По прошествии трёх дней после погребения Божией Матери в Иерусалим прибыл апостол Фома. Опечаленный, что не попрощался с Богородицей, он просил возможности поклониться Её пречистому телу. Тогда апостолы решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы утешить своего собрата. Но когда открыли пещеру, то пресвятого тела Божией Матери не обрели, увидев лишь погребальные пелены. Апостолы стали молить Бога, чтобы уразуметь произошедшее. И вот вечером во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы.
Божия Матерь сказала апостолам: "Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом".
Апостолы в радости воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!"
Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь: Он воскресил Её, взял к Себе с пресвятым Её телом и поставил Её выше всех ангелов Своих. Поэтому день воспоминания Успения Богородицы - 28 августа (15 августа по старому стилю) также называют "Малой Пасхой". И потому его предваряет двухнедельный строгий пост, начинающийся 14 августа (1 августа по старому стилю).
И поэтому так торжественно отмечается день Успения: "Самый очевидный пример торжества над смертью видим мы в Пречистой Матери Господа. Она склонилась в гробе только для краткого отдохновения плоти. Говорим «для краткого» потому, что, по свидетельству предания, на третий день после Ее смерти уже не найдено в гробе пречистого тела Ее — оно воскрешено и взято было на небо, где вместе с душой стало наслаждаться блаженством небесным" (из "Слова в день Успения Пресвятой Богородицы" праведного Иоанна Кронштадтского).
Заступница Усердная по своем успении предстала Престолу Божию, заповедав не оставлять род человеческий: "Не подумайте, будто если сегодня преселилась Матерь Господа на небо, то Она покинула мир. Нет! Перейдя однажды туда, Она имеет большую власть и с большей силой помогает нам. Она теперь ближе к Престолу Божества <...> Есть у нас на небе Матерь преблагая, Матерь милости и милосердия, Которая всегда молится о всей Церкви Христовой и каждом чаде Церкви Христовой в отдельности" (из Проповеди на Успение Пресвятой Богородицы архимандрита Клеопы (Илие).
Богородица в Своем воскресшем и прославленном теле уже есть совершившаяся слава мира и его воскресение: "...после телесной Своей смерти Богоматерь не только бессмертной душою вступила в жизнь будущего века, но и плоть Богоматери, уподобившись плоти Воскресшего Господа Иисуса Христа, уже пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей лишь после общего Воскресения" (Из труда "Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви" Патриарха Сергия (Страгородского)
Святитель Филарет, говоря о славе Богоматери, так обращается к Ней: "Жизнь будущего века, которой мы еще только чаем, для Тебя уже есть настоящая вечная жизнь на высочайшей степени славы. В чертоге небесном, как Царица по благодати, предстала Ты одесную Царя по естеству, в ризах позлащенных одеяна (Пс. 44: 10)".
После успения, воскресения и вознесения Пресвятая Богородица наслаждается Божественной славой не отчасти, как души праведников до всеобщего Страшного суда, а в полной мере. И "в Ее примере – залог и нашего воскресения и воссоздания. Вот в чем слава Богоматери, и вот почему так радостно верующим душам всегда мысленно созерцать и воспевать эту славу" (Патриарх Сергий (Страгородский).
Праздник Успения Божией Матери является одним из самых почитаемых на Руси. Ему посвящено множество храмов, монастырей, кафедральных соборов. В этом выражается почтение к Богородице, чаяние Ее милостивого заступничества и величание Ее пресвятой жизни.
Таким же предстоит это отношение в иконографии.
Пресвятая Богородица изображается на ложе, Она будто спит. Вокруг ложа собрались апостолы. А чуть выше изображается Господь Иисус Христос, который сошел на землю, чтоб принять душу своей Пречистой Матери. В этой иконе (имеющей, конечно, и другие добавления, но в основном соответствующей описанному типу) выражен весь смысл праздника - от грусти апостолов по успении Богородицы до торжества воскресения Богоматери Господом.
"Знайте, что нет души под небом, которая возложила бы упование на Матерь Божию и осталась бы постыжена до конца. Ее молитвами будет она иметь в нынешнем веке покой, утешение, покров и прибежище, и в минуту смерти милость Матери Божией не оставит ее. А в день Суда Матерь Пресвятая станет на колени перед Пресвятым и Сладчайшим Сыном Своим и Богом нашим Иисусом Христом и скажет: «Господи Боже и Сыне Мой, эта душа измученная даже если и согрешила, но всегда просила Меня молиться Тебе. Прости ее, помилуй и сотвори с нею милость»" (из Проповеди на Успение Пресвятой Богородицы архимандрита Клеопы (Илие).