Найти тему

Судьба судоходства на Вятке

Когда-то по реке Вятке ходили белые пароходы, и можно было совершить незабываемое водное путешествие от Кирова до Астрахани и обратно. А сейчас только ушлые моторки бороздят речной простор. И вот неожиданная новость: областные власти хотят сделать Вятку вновь судоходной! Причем к очистке русла реки могут приступить в 2018 году, об этом в ходе «прямой линии» с жителями региона сообщил врио губернатора Игорь Васильев. По его мнению, надо восстановить традицию тех времен, когда по Вятке ходили суда. Сейчас, по его словам, ведутся переговоры с ФГУП «Росморпорт», Министерством транспорта России, чтобы получить федеральное финансирование.

Пользователи соцсетей активно обсуждали новость, и некоторые назвали идею по углублению русла Вятки утопичной. Мы решили узнать мнение специалистов по этому поводу.

«И ты собрался судоходство восстанавливать?» - приветствовал один знакомый другого перед посадкой на «Флагман».

На этом теплоходе и состоялась конференция «Река Вятка и ее роль в экологии и экономике региона», организованная союзом «Вятская торгово-промышленная палата».

В ней приняли участие представители федеральных и региональных структур, занимающихся вопросами экологии и мониторинга бассейна реки Вятки, руководители судостроительных предприятий, лесопромышленных производств, тур-агентств.

Заработал двигатель, наш корабль, слегка покачиваясь, пошел вверх по Вятке в сторону Нововятского района. Открыл необычную встречу Николай Липатников, президент Вятской ТПП. Он заметил, что тема уже третьей конференции о роли главной реки области в экологии и экономике региона совпала с планами врио губернатора Игоря Васильева возобновить судоходство на Вятке. И вспомнил о своем детстве, которое прошло на берегах родной реки, и он даже пил из нее воду. Недаром тогда Вятку еще называли «серебряной»... Говоря о важности темы, Николай Михайлович зачитал письмо от руководства Сосновского судостроительного завода о том, что перспектив у предприятия нет, если нет судоходной реки, а также поведал о ситуации на Аркульском судостроительно-ремонтном заводе. Как-то, сделав баржу для голландцев, там даже не смогли спустить ее на воду...

Среди участников конференции был и глава Нагорского района Владимир Булычев, однофамилец знаменитого вятского купца и пароходовладельца.

- Вспоминаю с ностальгией время 20 - 30-летней давности, - сказал он. - Нельзя было за­крывать грузовой сплав в плотах. Перевозить низкосортную древесину на машинах нерентабельно. Выход - водный транспорт. Река все перевезет. В свое время леспромхозы были привязаны к реке: к Вятке, Кобре, Моломе, Чепце. Хотелось бы, чтобы северные, лесные районы жили, как и раньше, за счет реки. Каждый житель Кировской области, наверное, желает, чтобы наша Вятка возродилась, чтобы работала, перевозила лес, разные товары, стройматериалы... Чтобы экономика края за счет этого развивалась. Считаю, что для области одни только плюсы, если возродится река.

Его поддержал Михаил Скворцов, генеральный директор предприятия «Алмис», депутат Законодательного Собрания Кировской области:

- Водный транспорт необходим для снижения себестоимости перевозки грузов. Это сохранение автомобильных дорог, которые очень дорого обходятся бюджету. Сегодня вводятся весовые ограничения на дорогах, но это прежде всего ограничения для бизнеса, который не может развиваться в таких условиях. Кроме того, для лесного комплекса река - это огромное подспорье. В свое время колоссальное количество грузов транспортировалось рекой, и была огромная экономия транспортных расходов. Кстати, во всех странах перевозка водным путем - самая дешевая. Лесопильные, перерабатывающие заводы Финляндии, Швеции - все на своих причалах... Это одно из их главных преимуществ перед нами. Чтобы довезти свою продукцию до потребителя, мы используем очень дорогой железнодорожный транспорт.

В продолжении - мнение последнего начальника Вятского речного пароходства Василия Киселева, точка зрения туроператоров, историческая справка