Читатель "Беспощадного пиарщика" Дмитрий о реформах в образовании, которые приводят не к улучшениям, а ухудшению ситуации.
"Вот недавно получил от столичного мэра письмо с ссылкой на статью под названием "Зачем Москве много хороших школ?".
По ее прочтению возникло несколько мыслей, которыми бы хотел поделиться .
Это при всем том, что никакого особенного желания вдаваться в политику не хочется, но хочется донести позицию многих, которым есть что терять и поэтому они сидят и риммингом занимаются.
Вдруг вам, девочки, будет полезно.
В свое время Исаак Иосифович прославился фразой об учениках – соленых огурцах в бочке. Мол если в соленую бочку (хорошую школу) бросить свежий огурец (плохого ученика), то он тоже засолится (станет хорошим учеником).
Не надо даже знать пословицу про ложку дегтя. Достаточно посмотреть, что стало в школах. Пройдемся прямо по пунктам хвалебной статьи:
1) Увеличение и выравнивание финансирования.
Бывшие школы (1-11 классы) объединили с дошколкой. Теперь школа – это и детсад и 1-11 классы. И бухгалтерия оперирует общим котлом финансов. Из этого напрямую вытекает московская «мода» на «оптимизацию» в виде 1.5 воспитателя на группу (3 воспитателя на 2 группы детсада). В результате группы становятся ничейными, родители не понимают к кому обращаться (в день у группы может смениться сразу три воспитателя).
Это то, что касается выравнивания. Увеличение тоже мифично. Так родители с 1-2 детьми оплачивают сейчас по факту сад для всех льготников (3 и более детей, например) и стимулирующие выплаты для работников как сада, так и школы. На этом месте переходим к следующему пункту.
2) Повышаем зарплату и стимулируем учителей.
Откуда берутся стимулирующие зарплаты для учителей? Федеральная составляющая финансирования не используется. Московские субсидии тоже. Для поддержания «стандарта оплаты учителей» - те самые мифические 105 тысяч рублей приходиться «оптимизировать» воспитателей, перекраивать сетку занятий под модель ВОС, повышать плату за детский сад и как можно больше вводить платных «допов» для родителей.
Надо хорошо понимать, что богатейшая Москва, не считающая денег в перекладывании плитки и асфальта, переложила и значительную часть финансового бремени на плечи родителей. А самое обидное, что и учителя не видят этих 105 тысяч, да еще и качество их работы сильно падает. Кстати, о качестве работы и рейтингах.
3) Включаем конкуренцию между школами.
Школа не думает о качестве обучения, а думает о рейтинге. Фактически один из замов директора (и даже не один) занимается все время анализом формулы рейтинга и способами его повысить. Естественно, повысить не за счет качества обучения, а прежде всего за счет лазеек в арифметике формулы.
Не вдаваясь в подробности формулы (ее меняют – и это еще одно направление работы зама – предугадать следующее изменение), нельзя не отметить, что рейтинг убивает малые школы. Чем выше число обучающихся – тем выше рейтинг. Для некоторых становится шоком, что в Москве есть школы с тремя сменами! Про две смены и так все знают. Но такова часто цена ВОС и рейтинга.
Конкуренция – это хорошо. И она какая-никакая, но есть. Однако в данных реалиях конкуренция работает со слишком большим циклом. В итоге дети теряют несколько лет. Тезис «чем выше зарплата педагога – тем выше результаты школы» не работает так прямо.
4) Создаем стимулы для директоров.
Директор должен получать достойно, спору нет. Но сейчас директор и его зарплата зависят только от ДОгМ. Поэтому директора мало заботит мнение родителей и работников. К тому же сложилась порочная практика ротировать директоров между школами. Директор держится за статус и должность, а не за свою школу, своих учеников и свой коллектив.
5) Создаем большие школы.
Прошло 5-6 лет, и результаты плачевны. Справедливости ради скажу – положительные моменты есть. Например, простота перехода из детского сада в 1-й класс. Но этого же эффекта можно же было добиться и другим путем. Как, например, сейчас легко из одной поликлиники прикрепиться в другую. Дайте такую же легкость для перехода из школы в школу – и вы получите еще лучший результат.
Не надо было бы рушить педагогические коллективы, которые устаканивались десятилетиями! Не надо было бы учителям в школе с ВОС на переменках под снегом и дождем мчаться на урок в здание через километр и более. Мнимая «оптимизация» усложнила жизнь всем. Специалист по качеству питания один на комплекс. Тоже носится между зданиями. А машины с питанием подъезжают в одно время. Как разорваться? Врач и медсестра – отдельная песня. За те деньги, которые тратятся сейчас на вызов скорой на каждый чих (ребенка госпитализируют и звонят родителям на работу, чтобы забрали из больницы – у ребенка голова закружилась), можно было бы в каждом здании держать врача на полноценный оклад.
Большая школа – это большая головная боль. Это усреднение в самом плохом его проявлении.
6) Создаем «Московскую электронную школу».
Это самая интересная для меня тема и самая большая боль. Вспоминается выражение «царь Мидас наоборот». За что не берется – все получается не золото, а совсем иная субстанция.
Вроде бы самая выигрышная тема. Никто почти не спорит: нужна нам или нет цифровая экономика. Мы уже живем в цифровом мире и цифровой школе быть. Хорошо ли это, плохо ли, но это факт. Правительство выделяет деньги. Все исходные позиции – самые выгодные. Но вышло как всегда…
Родители 7-классников и детей постарше наверное помнят, как удобный ЭльЖур заменили на кондовый МРКО (электронный дневник школьника - прим. БП). Это был первый звоночек от МЭШ. Школы заставляли переходить на детище ДИТ-а и ДОгМ-а без права выбора. Воспоминания об МРКО после ЭльЖура только матерные. Однако ничего удивительного в этом нет. Как только уничтожается конкуренция, как только появляется монополия – там напрочь проседает качество. Формально, конечно, все проводится через госпортал закупок и там даже бывает «конкуренция» между мурзилочными фирмами. Прямо сейчас можно наблюдать очередную «конкуренцию» на очередное 100 миллионное «улучшение» МЭШ. За закупку №0173200001418001275 «бьются» некие фирмы «Степинформ» (г.Москва, ИНН 7736262417) с ценой 98 300 000,00 рубля и АО «Ай-Теко» (г.Москва, ИНН 7704160892) с ценой 98 000 000,00 рубля. По разнице и «падению» цены от начальной легко понять степень их «независимости».
Но может пусть так, пусть непрозрачно, с протекционизмом, но продукт тем не менее создадут, для людей что-то будет? К сожалению, исключений из правила конкуренция рождает качество, почти не бывает. МЭШ плох настолько, насколько его изо всех сил пиарят в режиме 24/7/365.
Парадоксальность ситуации в том, что идеологи МЭШ повторяют за мировыми и отечественными лидерами электронного образования много правильных тезисов и идей. Трудно не согласиться, когда говорят, что 2 + 2 = 4. Но это не согласие с МЭШ, а согласие с правилами арифметики. К чести идеологов МЭШ, они, обычно, не стремятся к роли первооткрывателей. И даже ссылаются на мировой опыт и отечественные наработки.
Но исполнение… По сути МЭШ сейчас компрометирует все лучшее, что могло бы иметь наше государство в новой эпохе цифровизации. Все прекрасные и прорывные идеи будут вспоминаться людьми через призму МЭШ. Люди будут плеваться и говорить: «а – это же МЭШ…» И отворачиваться…
Например, правильная и доказавшая в мире свою жизнеспособность концепция краудсорсинга. Прекрасно ведь в своем замысле! Увлеченные энтузиасты-учителя с горящими глазами создают увлекательный качественный контент и делятся им с другими учителями и детьми. Как это можно испортить? Да легко! МЭШ! Стоит силой и посулами лишних 10-50 тысяч рублей загнать всех учителей в МЭШ - и получим помойку материалов самого низкого качества. Сделанных в MS Word и PowerPoint. Извините, но это прошлый век.
И дело тут не в учителях, а в инструменте который им дали и в условиях в которые их поставили. Дело именно в МЭШ. Но об этом уже никто не будет вспоминать. «Краудсорсинг? Да знаем, помните, что в МЭШ вышло?»
Поговорите с учителями, которые ради любопытства открывали МЭШ. Не с теми учителями, для которых МЭШ – бизнес-проект. А которые вот те – с горящими глазами и идеями.
МЭШ – это насколько помпезно в презентациях, настолько убого в реализации. Видели ли вы боль учителей, пытавшихся создать в МЭШ красивые тесты? На выходе ужас! А самое главное учитель такой же ужасный урок соберет гораздо быстрее без МЭШ. А скорее всего урок в обычном MS PowerPoint будет красивее и понятнее учителю и классу. И все опять будут говорить: «да зачем нам ваша цифровая школа?». А дело в МЭШ.
Как с этим быть? Не знаю. Но точно, что это должен быть диалог с учителями. Точно это должна быть не монополия, спускаемая сверху вниз (хоть и под прикрытием подставных контор), а реальная конкуренция. Учитель сам решит, чем ему удобнее пользоваться, а чем не удобнее. Родители сами решат. Это страшно, конечно, но страшнее остаться с разбитым корытом в океане цифровой экономики.