В 1258 Генрих III, Симон V де Монфор и другие дворяне поклялись соблюдать все пункты «Оксфордских провизий» - договора, ограничивающего власть короля. Естественно, король постарался избавиться от навязанных ему силой условий.
Он обратился к римскому Папе и в 1261 году предъявил парламенту буллу, которая освобождала Генриха от клятвы. Тогда же король Англии и недовольные им бароны попросили французского короля Людовика IX, разрешить их спор. Тот встал на сторону коллеги, и в 1263 году королевская власть в Англии была восстановлена в полном объеме.
Но Симона де Монфора от клятвы никто не освобождал! Он собрал своих союзников и пошел войной на короля. Это был мятеж и начало гражданской войны. Королевская армия была больше, но боевой опыт Симона и фанатичная вера в то, что Бог на его стороне, принесли победу мятежникам. В битве под Льюисом Генрих и его сын Эдуард попали в плен.
Монфор возглавляет правительство и держит лишенного власти короля при себе. Генрих беспрекословно ставит печать на все решения Симона. Пользуясь случаем, тот отписывает своей семье все земли, которые считает своими. Это роняет авторитет бескорыстного борца за справедливость. А Папа Климент IV даже отлучает Монфора от церкви.
Наследника престола, 25-летнего Эдуарда, новое правительство держит под домашним арестом в Херефорде, разрешая ему даже конные прогулки. Во время такой прогулки принц сбегает от своих тюремщиков и собирает баронов, недовольных правлением Монфора. Таких было много, Симону даже приходилось опираться на простых граждан, создав в парламенте первую Палату Общин.
Армии встретились на поле под Ившемом – Симон мог отсидеться за стенами города, но вышел навстречу врагу. Бароны атаковали войска Монфора, не боясь за жизнь короля-заложника: ведь с ними был Эдуард! Специальный отряд из двенадцати рыцарей отправился на поиски Симона де Монфора и нашел его на поле боя – раненного, но ещё живого.
Мятежника не стали брать в плен… Тело разрубили на части и демонстрировали их в разных концах страны – в назидание тем, кто смеет посягать на королевскую власть. Интересно, что Эдуард, собирая армию, пообещал баронам именно те права, против которых восставал его отец. И, став королем, Эдуард I сдержал слово.
Вместе с Симоном де Монфором погиб его старший сын, Генри, названный в честь бывшего лучшего друга. Второй сын, которого по традиции звали Симоном, бежал во Францию. Но я не хочу больше писать о Монфорах, лучше посвящу следующую статью чему-нибудь красивому.