Найти тему
Елена Мельникова

РАЗГОВОР С ИЗДАТЕЛЕМ

На днях смотрела вебинар Ирины Гусинской, зама главного редактора издательства «Альпина Паблишер». Ирина рассказала о том, как написать и издать бестселлер нон-фикшн. Я выписала для вас несколько цитат из выступления. Выкладываю со своими комментариями. Обсудим?

«Не надо быть гением, чтобы сделать хорошую книгу, которая будет продаваться».

Главный посыл Ирины – любой человек может написать и издать бестселлер. Достаточно знать пошаговую технологию создания книги. Из своего опыта добавлю, что технология довольно простая, её осиливают люди всех возрастов и талантов (почитайте отзывы моих учеников). Ключ к успеху (законченной книге) – целеустремлённость и дисциплина в работе.

«Вдохновение – это хорошо, но книга – это много работы. Наверное, вы смотрите на свою книгу, как на творчество, а надо смотреть, как на проект».

Тысячи книг не написаны из-за того, что авторы ждут вдохновения, или отпуск, или пенсию, или когда вырастут дети. Хотя книгу можно написать в любой момент жизни при любых обстоятельствах (если вы не в коме, конечно). И вдохновение – вовсе не обязательное условие для создания книги (счастливы те, кого оно регулярно посещает). Обязательное условие – чёткий план работы, как в проекте.

«Минимальный тираж, который рассматривает «Альпина», 5 000 экземпляров. Если мы не верим в такой тираж для предлагаемой книги, то отказываем».

Издательский бизнес – это бизнес, и он должен окупаться. Большие тиражи выгоднее маленьких, потому что на них можно больше заработать. Посчитаем. Например, в магазине книга стоит 1000 руб. Половину от этой суммы съедает дистрибуция (распределение товара по точкам продажи), т.е. 500 руб достаётся книжным сетям и распространителям. Ещё 40% забирают затраты на печать (типография), 10% – роялти автора. Издателю остаётся 250 руб с книги за минусом налогов и зарплаты сотрудников. Итого примерно 150 руб чистыми. При тираже 1000 штук прибыль составит 150 000 руб. Не густо за полгода, а то и год работы. Но если тираж возрастает до 5000 экземпляров, прибыль издателя достигает 750 000 руб. Уже приятнее.

«Многие меня спрашивают, что делать, если нет десяти тысяч подписчиков в соцсетях? Ищите».

Чувствую, как в вас вскипает возмущение. Однако не надо воспринимать ответ Ирины буквально. Тысячи подписчиков – это, конечно, хорошо, но внимание Гугла к вашей персоне тоже неплохо. Озаботьтесь хотя бы тем, чтобы вас находили поисковики. Поработайте с ключевыми словами блога, чаще размещайте статьи (в том числе на популярных площадках по вашей теме), выкладывайте видео. Зачем это нужно? Первое, что сделает редактор, получив вашу заявку, пойдёт в Гугл. И если вас там не окажется, он решит, что вы закрытый, не активный, никому не известный человек. А это значит, что после возможного выхода книги вам будет непривычно и сложно выступать на мероприятиях и давать интервью, выходить в свет на презентации и автограф-сессии, да и поддержать свою книгу интернет-публикациями вы вряд ли сумеете. Всё это отразится на продажах.

-2

«Писать надо про то, в чём вы разбираетесь, а не искать актуальные темы. Тема должна прийти изнутри».

Когда книгу пишет эксперт, не важно – шеф-повар в третьем поколении или мама семерых детей, она обязательно находит читателей, спрос. Потому что никакой сторонний наблюдатель не знает тему так глубоко и разносторонне, как профессионал, посвятившей ей жизнь или много лет. Вспомните книги врачей (Пол Каланити «Когда дыхание растворяется в воздухе»), кулинаров (Юлия Высоцкая, серия «Едим дома»), профессиональных мам (Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой»), специалистов по наведению порядка в доме (Мария Кондо «Магия уборки»). Все перечисленные авторы обладают опытом или проживали истории на «свои» темы. Они не искали их нарочно – темы для книги были внутри каждого из них.

«Сейчас издательствам выгоднее сотрудничать с локальными авторами, чем покупать права на издание зарубежных книг».

Этому способствует растущий курс доллара. Платить роялти местным стало выгоднее, чем вкладываться в дорогие франшизы. Экономика на нашей стороне!

«Вы так должны представить себя в синопсисе (заявке), чтобы издательство захотело с вами встретиться».

Иначе говоря, автору нужно «продать» себя и свою книгу. Ошибочно думать, что достаточно выслать издателю рукопись, открыв которую он с первой строчки распознает в вас мастера, а в книге – будущий бестселлер. Без сопроводительного письма её могут и не открыть. Важно рассказать о себе: кто вы, о чём книга, почему решили написать именно на эту тему, чем ваша книга отличается от других книг на эту же тему, почему читатели захотят её прочитать. Если не поскупитесь на продуманную сопроводительную историю, издатель быстрее заметит вашу заявку среди сотен других.

«Часто приходится убеждать людей, что им надо написать книгу, а они не понимают этого».

Есть люди – ходячие книги. Знаете их? Профессионалы и знатоки своего дела. Они не работают – получают удовольствие. В их головах знаний и историй на несколько книг, знакомые им говорят: напиши! – а они не слышат. Бывает, ведут классный блог с советами или пишут в журналы. Но когда к ним приходит редактор из издательства (сам! потому что работа у него такая – находить интересных авторов), и предлагает сделать книгу, человек недоумевает – о чём?! Так было с книгой бьюти-редактора Яны Зубцовой и врача-косметолога Тийны Орасмяэ-Медер «Бьюти-мифы: Вся правда о ботоксе, стволовых клетках, органической косметике и многом другом». Ирине пришлось их уговаривать. Вы, случаем, не из таких?

Ещё Ирина приводила «формулу бестселлера» и рассказывала, как автору выстраивать отношения с издателем, чтобы попасть в поле его внимания. Эти темы я решила оставить для отдельной статьи.

А пока делитесь, что задело или вдохновило из прочитанного выше?

Текст Елены Мельниковой