Найти тему
Сквозь историю

Кто из экипажа Т-34 был бездельником?

Теория гласит - каждый член танкового экипажа - это важный элемент, незаменимое звено в цепи, позволяющей эффективно управлять танком на поле боя. Действительно, экипаж должен работать как единое целое, чтобы выжить на поле боя и действовать максимально быстро
Однако практика показывает, что частенько внутри танка может сидеть совсем бесполезный человек. И так вышло, что этим человеком был
связист.

Вид на место стрелка-связиста изнутри. Справа  расположена радиостанция.
Вид на место стрелка-связиста изнутри. Справа расположена радиостанция.

По крайней мере, так было с нашим Т-34. Несмотря на все его очевидные преимущества, в танке была крайне непродуманная система внутренней и внешней связи, которая ну очень часто выходила из строя при малейших повреждениях и вмешательствах. Приборы могли выйти из строя чуть ли не из-за того, что по корпусу молоточком постучали(не говоря уже о попаданиях снаряда по корпусу машины).

Место водителя. Справа, над чёрными баллонами - танковое переговорное устройство, иначе называемое ТПУ.
Место водителя. Справа, над чёрными баллонами - танковое переговорное устройство, иначе называемое ТПУ.

Из-за этого чаще всего связист на борту Т-34 бил баклуши, особенно если пулемёт приходил в негодность или не было необходимости в его использовании. Кроме основной задачи делать нечего, а в танке особо не развернёшься, когда весь экипаж итак на месте и выполняет свою работу.
Забавно, но подобно назойливым шефам на работе, находчивые советские командиры все равно не оставляли связистов без работы - например, убрать препятствие с дороги,выйти наружу и провести быструю разведку, а то и вовсе бежать от танка к танку и
передавать сообщение вручную.

Экипаж Т-34-86 лейтенанта Буранова
Экипаж Т-34-86 лейтенанта Буранова
Расположение экипажа. Связист находится справа от водителя.
Расположение экипажа. Связист находится справа от водителя.

Как бы то ни было странно, экипаж мог обходиться и без внутренней связи, несмотря на шум. Командиры частенько без всяких проблем ставили ноги на плечи рулевому, и таким способом показывали куда ему рулить, а зарядкой снарядов распоряжались жестами.

-5
Большое спасибо за прочтение! Не забудь поставить лайк иподписаться! Заглядывай на канал: у нас ещё много интересных статей!