Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. предисловие здесь. 23 ноября 1975 г. Вчера был в музее изобразительных искусств. В основном зале - итальянцы XVI-XVII веков. Пара Караваджей и 5-6 картин из Неаполя. Для тех, кто был на Западе, скучно: таких картин в каждой европейской столице навалом. И наша публика весьма равнодушна (кроме прилежных девочек и пенсионерок, которые записывают на бумажку названия картин и художников). Но зато в боковых галереях – французские современные художники. Почти ни одной абстракции, разве что тянет на абстракцию «Луч лазера». Один художник – одна картина. Всего не менее 200. Помимо эпигонства под раннего Пикассо, Дега и проч. Особенно поразительно: верещагинская тщательность в выписывании деталей, но уровень одухотворённости (через мастерство впитавшее в себя весь изыск нашего века) –