По дороге из Михайловского, там, где росли когда-то воспетые поэтом три сосны, открывается удивительная панорама: над живописными лугами и долинами с зеркальными излучинами реки Сороти возвышаются три горы.
На одной из них - деревня Воронич, о времена Пушкина населенная казенными крепостными крестьянами, на другой - городище с одноименный названием, остатками древней крепости XV-XVI веков, где покоятся бывшие владельцы Тригорского.
На третьей горе разместилась усадьба
С 1813 года Тригорское принадлежало П.А.Осиповой, соседке по Михайловскому и дальней родственнице Пушкина.
Тригорский парк - замечательный образец садово-паркового искусства второй половины XVIII века - заложен дедом П.А.Осиповой, М.Д.Вындомским.
Закладывая парк в романтическом стиле Максим Дмитриевич не забывал при этом и об экономически выгодном хозяйстве всей усадьбы (в восточной ее части располагалась полотняная фабрика, конюшни, амбары и проч.) Фруктовый сад разделял парадную и хозяйственную часть усадьбы. Планировка пейзажного («английского») Тригорского парка была продумана очень тщательно и очень грамотно увязана с холмистой местностью и двумя глубокими оврагами на территории усадьбы, с живописной долиной реки Сороти.
Регулярная часть парка располагалась вблизи господского дома. Здесь и сегодня можно увидеть более 700 мемориальных деревьев, возраст которых начитывает 200-250 лет. В основном в парке высаживались дубы, ели, каштаны, ясень, ива.
Войдя на территорию усадьбы и повернув налево мы попадаем в небольшой огород лекарственных растений.
Далее дорожка ведет к «солнечным часам», одной из самых интересных «затей» парка. Тень от гномона, установленного в центре дернового круга, падает на «часовые» дубы, высаженные по его периметру.
В систему солнечных часов входил также и «дуб уединенный», к которому ведет полуденная дорожка. Вообще, если входить в парк со стороны парковки, то начала вы видите дуб, а потом уже солнечные часы )))
От дуба можно пройти к «аллее Татьяны». Здесь въездная дубовая аллея сменяется близко посаженными липами. Возраст этих деревьев 230-240 лет.
"Аллея Татьяны" поворачивая направо переходит в большую аллею. На углу большой аллеи и утренней прогулочной дорожки растет «ель-шатер», которая была украшением парка и под ней можно было спастись в самый сильный дождь. Мемориальное дерево сильно пострадало в годы ВОВ, на стволе были многочисленные раны. Весной 1965 года ель погибла. На месте утраченного дерева посажена молодая елочка, которой скоро будет полвека.
Тригорское - «приют, сияньем муз одетый» - стало для Пушкина во время михайловкой ссылки вторым домом. Обитателям Тригорского посвящены бесценные пушкинские стихи, здесь оживают страницы романа «Евгений Онегин».
Далее дорожка ведет к баньке. Отсюда хорошо просматривается восстановленный каскад из трёх прудов. Нижний пруд был восстановлен по плану 1848 г. Из него брали воду для бани.
Мы поднялись чуть наверх и прошли через мостик, отделяющий средний пруд от нижнего.
За мостиком располагается "зеленый зал", прямоугольная площадка, обсаженная двумя рядами лип. Здесь когда-то устраивались игры для детей, звучали вальсы и кадрили, слышались шутки и пение тригорской молодежи.
В господской баньке, в ее жилой половине. по семейным преданиям, неоднократно ночевал Пушкин. Здесь он проводил время летом 1826 года в компании своих приятелей Н.М.Языкова и А.Н.Вульфа. Здесь звучали стихи "то Пушкина. то Языкова", пенились бокалы "жжонки ромовой".
Это троение могла служить и домом для гостей и местом отдыха в летнюю жару. Банька была восстановлена в 1978, а затем в 1998 реконструирована. И сейчас она полностью соответствует старым изображениям и архитектурным обмерам.
От баньки, вниз по лестнице можно спуститься к купальне. Здесь неподалеку росли рябины, у которых Пушкин мечтал еще раз встретиться с друзьями.
В сознании самих обитателей усадьбы, а позднее и первых паломников, дом в Тригорском воспринимался как «дом Лариных», а в чертах героев романа «Евгения Онегина» угадывались конкретные лица.
На краю обрыва над рекой Сороть, старые липы образуют естественную беседку.
Здесь, как и сейчас, во времена Пушкина стояла садовая скамья, где назначались свидания, происходили объяснения.
"Скамья Онегина". В Тригорском с этим местом связывали сцену объяснения Онегина с Татьяной.
Отсюда открывается прекрасный вид на поля, луга и зеркальные излучины Сороти.
Именно с этого места "много глаз устремлялось на дорогу в Михайловское и много сердец билось трепетно, когда по ней, огибая извилины Сороти, показывался Пушкин."
Вот думаю... Может в следующий свой визит в Пушгиногорье и я прогуляюсь этой дорогой.
Дорожка через мостик ведет к усадебному дому.
Фабричный пруд.
Этот дом - здание бывшей полотняной фабрики, которое хозяева приспособили под жилье в начале 1820 годов. Судя семья Осиповых-Вульф перебралась из старого усадебного дома, от которого сохранился лишь фундамент. Старый усадебный дом сгорел в 1850-х годах.
С края одного из оврагов открывается ид на городище Воронич и Церковь Георгия Победоносца.
В прошлый приезд в Тригорское мы сюда не дошли.
Церковь Георгия Победоносца на городище Воронич была построена в 1760 г. В 1920-е гг храм сгорел но в период с 2005 по 2008 годы был восстановлен в историческом облике. На сегодняшний день это действующий православный храм.
Большие каменные ядра напоминают об истории этого места.
Уже в XIV веке здесь находилась деревянная крепость. Имела она большое стратегическое значение и наравне с другими подобными ей укреплениями надёжно защищала Псков и его окрестности. Поселение Воронич насчитывало около четырёхсот дворов Во время Ливонской войны, когда войска Стефана Батория рвались к Пскову, Воронич был захвачен. Штурм крепости задержал поляков, что позволило псковичам подготовить свой город к осаде. Уходя, враг разрушил крепость и сжёг поселение.
Около храма находится некрополь. Здесь похоронены многие из окрестных помещиков и выдающиеся деятели культуры второй половины ХХ века. Среди них советский и российский реставратор, историк искусства, публицист, журналист С. В. Ямщиков.
Инициатор воссоздания и первый директор Пушкинского музея-заповедника С.С.Гейченко и его жена.
С северной стороны храма - Некрополь Вындомских и Осиповых-Вульф.
Отсюда открываются широкие виды на окрестности: долину Сороти, дорогу на Михайловское…
"Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества..."
Ну а мы покидаем высоких холм и отправляемся в обратный путь.
Любуясь открывающимися видами.
Впереди почти сотня ступенек. Но что они значат по сравнению с уже пройденным за сегодняшнюю прогулку ))
Живой забор из стриженных лип.
Душистая сирень.
И вновь мы на берегу Фабричного пруда.
И вновь та же легкая грусть и сожаление, что вынужден покинут этот удивительный уголок природы.
"Там, у раздолья, горделиво
Гора трихолмная стоит;
На той горе, среди лощины,
Перед лазоревым прудом,
Белеется веселый дом
И сада темные картины,
Село и пажити кругом."
Н.М.Языков "Тригорское"
Заглянуть в Приют, сияньем муз одетый...