В Москве есть самое красивое метро в мире, настоящий музей искусства под землей. Иностранцы и гости столицы в восторге от наших станций. А москвичам некогда; они (мы, я) спешат, им (нам, мне) некогда смотреть по сторонам. Но все же стоит иногда остановиться, оглядеться и посмотреть вокруг. Первые свои статьи я хочу посвятить мозаике московского метро, которую так интересно разглядывать, особенно когда ждешь того, кто имеет привычку опаздывать)
Если посмотреть на панораму станции Маяковская, то можно вообще никакой мозаики не увидеть: взору открывается обширное пространство с покрытым металлом колоннами и круглым освещением наверху. Кстати, эти металлические листы делали по спецзаказу на крупнейшем в СССР металлургическом комбинате "Серп и Молот", на месте которого ныне строят комфортабельные жилые дома.
Но стоит заглянуть под эти светящиеся круги-купола: там то и скрываются замечательные смальтовые мозаичные панно, выполненные по эскизам художника Александра Дейнеки. А изготовлены они Владимиром Александровичем Фроловым - потомственным мозаичистом из Санкт- Петербурга. Тематика всех сюжетов: «Сутки Страны Советов».
Автором проекта станции "Маяковская" является выдающийся советский архитектор Алексей Николаевич Душкин. Мне кажется, он построил больше всего самых красивых станций: "Кропоткинская", "Площадь Революции", "Новослободская", плюс Центральный детский мир и сталинскую высотку на Красных воротах. Кстати, подробно о его роскошной станции "Новослободская" я рассказываю слушателям на своей авторской экскурсии «Мистика и символика московского кольца. Секреты кольцевой линии».
Станция "Маяковская" была открыта 11 сентября года 1938 года, и в наше время смотрится очень современно. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Владимир Александрович Фролов до революции вместе с родным братом работал в собственной частной мастерской. Там делали лучшие мозаики в России, которые можно увидеть в Мавзолее, храмах Гусь-Хрустального, Санкт-Петербурга (Воскресения Христова или «Спас на крови») и даже в Буэнос-Айресе. Для московского метро под руководством Фролова мозаики набирали в мастерской Академии художеств так называемым венецианским способом. Он был самым удачным для наилучшего восприятия масштабных композиций с большого расстояния. Эскиз переносили на плотную бумагу в зеркальном отображении. Затем разделяли рисунок на две части и на каждую наклеивали лицевой стороной кусочки смальты (подкрашенное при помощи добавления различных металлов стекло). Готовая мозаика заливалась цементным раствором, затем крепились на сводах станции.
Прогуляйтесь по станции и угадайте мозаику! Их сейчас 34 шедевра. Если сойти с эскалатора со стороны входа у Концертного зала, то увидите сначала утренние сюжеты, потом горячего дня, темной ночи, и снова утро.
Хорошего и познавательного путешествия! Буду стараться писать интересные статьи один раз в неделю, а быть может и чаще!)
Автор - Наталья Леонова