Директор областного художественного музея рассказала о себе и своей работе
Все-таки северяне - счастливые люди. Мы можем, не выезжая за пределы области и даже города, побывать, к примеру, на выставках ведущих отечественных музеев, познакомиться с творчеством современных живописцев и графиков, послушать лекции сотрудников Государственного Русского музея... Такие возможности предоставляет нам областной художественный музей. Он самый юный среди своих коллег, всего 29 лет, однако ничуть не уступает старшим собратьям, а порой и превосходит их.
С 2002 года его возглавляет искусствовед Ольга Евтюкова. Мы встретились и поговорили о том, как Ольга Александровна пришла в музей, узнали невидимую сторону подготовки выставок, побеседовали и о будущем.
Везло с учителями и близкими
- Ольга Александровна, откуда возникла такая тяга к искусству?
- Мне очень повезло с коллегами. Хотя повезло в первую очередь с родителями. Они были творческими людьми, и, несмотря на возраст, ведь их молодость пришлась на годы Великой Отечественной войны, у мамы и папы была жажда узнать мир, показать его своим детям. Мы много путешествовали, побывали в Узбекистане, Прибалтике, Западной Украине, Крыму... Это был не просто отдых на море, а действительно культурный туризм, как сейчас говорят.
У меня много сестер, но хочу выделить двух: родную и двоюродную. Они сильно на меня повлияли своей серьезностью, основательностью. Я всегда восхищаюсь ими. И школа у меня была замечательная, бывшая восьмая на улице Челюскинцев. Мне ведь профессию практически подсказала учитель физики Таисия Александровна Могилянская, близкая мне по духу своим жизненным импульсом, оптимизмом. На уроке, понимая, что класс «засыпает», она могла начать рассказывать что-то не из физики. Например, о выпускном спектакле Майи Плисецкой. Удивительные подробности, литературный язык - она завораживала рассказом.
У нас в школе были очень хорошие традиции, в том числе клуб литературы и искусства. Ученикам давали задания подготовить страничку к юбилею певицы, поэта, писателя, поставить фрагмент спектакля. Мое первое выступление было посвящено Эдит Пиаф, которой я была увлечена. Уже тогда по протекции своей двоюродной сестры я ходила в отдел литературы по искусству областной научной библиотеки, где для меня открылся мир больших собраний книг по искусству, хотя дома была и до сих пор есть очень хорошая библиотека. В результате подготовила хороший рассказ об Эдит Пиаф. На выступлении мне помогали: ставили иллюстрации в эпидиаскоп, в определенной последовательности запускали песни на пластинке. Работала большая команда. Дело происходило в актовом зале. И именно тогда я поняла, что такое власть над аудиторией. Помню, рассказывала о песне «Жизнь в розовом свете» и вдруг осознала, что стоит гробовая тишина: все слушают меня. Сама тогда испугалась, услышав свой голос.
Особенно мне повезло с собственной семьей. У меня замечательный муж, художник и дизайнер Никита Духно, сыновья Федор и Степан. Никаких удач у меня не было бы, если бы Никиты не было рядом. Мы любим и понимаем друг друга. Все Духно очень талантливы!
«Я была гарантом, что мы вернем деньги»
- Как школьница, поклонница Эдит Пиаф, стала директором областного художественного музея?
- Это была моя мечта - работать в музее. Я училась в институте имени Репина заочно и надеялась, что попаду в отдел изобразительного искусства областного краеведческого музея. Но там не было вакансий, и поэтому судьба сложилась по-другому, о чем я абсолютно не жалею.
Все началось с областного Дома народного творчества, где я работала методистом по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, занимаясь с народными мастерами и художниками-любителями. Коллектив собрался замечательный, каждый отвечал за свое направление в любительском искусстве. Это была очень хорошая школа жизни, поскольку каждый готовил мероприятие от начала до конца. Необходимо было вовремя подумать о финансировании, о том, чтобы попасть в план, написать письма и так далее.
Если сейчас, к примеру, выставком проходит при большом стечении помощников, то раньше у самодеятельных и профессиональных художников был один выставком, в состав которого входили профессиональные художники. И надо было быть готовым ко всему. К примеру, случай, когда мне пришлось остановить заседание комиссии и напомнить, что такое примитив в изобразительном искусстве: это происходило в такой период, когда его не принимали. А ведь у нас в области были такие наивные художники: Николай Александрович Макаров, работы которого попали в Антологию мирового наивного искусства. Мы можем с гордостью сказать, что в Мурманской области в то время работали Свен Петрович Локко, Александр Павлович Тарасов, Георгий Филимонович Шаповалов. Настоящие мастера. В каждом районном городе работали художественная и музыкальная школы.
Руководителем отдела народного искусства в Доме народного творчества был Александр Васильевич Лельков. Царила потрясающая творческая свобода. Любое предложение выставки, фестиваля, проекта встречалось только поддержкой. Так, одним из моих заданий было придумать что-то для мастеров на фестивале фольклора. Сразу возникла мысль о городе мастеров. Это был действительно интересный период в моей жизни.
- И как состоялся переход к работе с профессиональными авторами?
- Спустя 15 лет я стала работать в Центре художественных ремесел. Это была совершенно замечательная свобода, уникальный коллектив с большим количеством специалистов очень высокого уровня. Я всегда вспоминаю с большой теплотой и любовью десять лет, которые проработала в Центре. Именно тогда мне повезло работать с ярчайшими искусствоведами - Екатериной Викторовной Ивановой и Татьяной Михайловной Рыжковой. Коллектив ОЦХР, в тот период он состоял из десяти человек, был уникальным. Работать было интересно, потому что рядом - профессионалы, в том числе Наталья Клишина, Елена Кочербитова.
Не могу не вспомнить еще одного потрясающего человека - Татьяну Алексеевну Черномор. Она мне рассказала о своем опыте в Доме творчества в Кишиневе, где работала какое-то время, о народном искусстве, о художниках-любителях. Для меня это оказалось очень важно.
- Директором Мурманского областного художественного музея вы стали спустя 25 лет после института.
- Первым серьезным испытанием для меня 16 лет назад стала организация выставки из Русского музея. Это была почти авантюра: денег нет, а необходимо создать виртуальный филиал, приобрести оборудование, плюс хорошая охранная сигнализация, эстетический вид музея, хотя бы косметический ремонт. Все было сделано в долг. Я тогда только пришла на пост директора и была гарантом, что мы вернем деньги. И мне верили. Отремонтировали музей, модернизировали охранную и пожарную сигнализации. Потом все деньги были выплачены. Сотрудники зарекомендовали себя с очень хорошей стороны, заработали авторитет, поскольку экскурсий было очень много: для маленьких и для взрослых посетителей. Конечно, все уставали, но ощущение востребованности многое сглаживало. Коллектив музея молодец, справился блестяще!
Флакон - это идея!
- Вы постоянно общаетесь с творческими людьми: художниками, мастерами декоративно-прикладного искусства. А сами увлекаетесь чем-то?
- Одно время много вязала. Самым крупным моим произведением стало покрывало - для мамочки на ее день рождения. Причем к празднику не успевала и довязывала уже за накрытым столом. В принципе, если нужно, могу и шить. Старшему сыну, когда он был маленький, понадобился рюкзак. Их тогда не было в продаже, мне принесли выкройку, и я действительно сшила. На самом деле, если поставить цель, могу ее осуществить. Увлеклась коллекционированием. У меня есть хорошее собрание народной игрушки, вееров, флаконов. В обычной жизни нас окружают различные предметы, а мы порой не знаем их историю, которая весьма познавательна. Взять, к примеру, флаконы для духов. Меня всегда интересуют идеи художника-дизайнера, почему он создает именно такой флакон. К тому же это сложное производство, их делают из стекла, причем разного - прозрачного или молочного. И надо ведь еще придумать упаковку. Если вынуть флакон и рассмотреть упаковку, поражаешься, как сложна мысль автора. Вообще коллекции помогают в работе - придумывать разные проекты, например. Радостно, что наш опыт перенимают коллеги в области. В Оленегорске показали коллекцию наперстков, в Североморске - флаконов. Есть много предметов, которые выбросить жалко, они стареют, становятся уникальными, а ведь к ним прикасался мастер, художник, и об этом необходимо рассказывать. Еще люблю читать, слушать музыку.
- Наверняка вы готовите новые проекты. С чем они связаны?
- Я очень рада, что музей вступает в еще одну очень интересную струю - направление, которое очень популярно за рубежом, когда частный коллекционер отдает свою коллекцию музею на очень долгий срок. Первой ласточкой у нас станет коллекция мелкой фарфоровой пластики от Анны Ивановны Макаровой. Она отдает с условием, что мы будем
экспонировать собрание. Первая часть - сказки. Причем выставка будет работать целый год. Северяне увидят пластику, созданную в советский период на известных фабриках: Ленинградском фарфоровом заводе, в Дулево, Вербилках. Причем это будет не просто выставка, гости музея узнают о материале, технологии создания, о росписи фигурок, которая производится вручную. Надеемся, и другие коллекционеры последуют примеру Анны Ивановны. Знаю, что в Мурманске есть очень интересные собрания живописи, иконописи. Одним словом, планов много. Мы не стоим на месте.
У музея всегда много идей, планов, интересных проектов. Например, 23 ноября мы откроем выставку декоративно-прикладного искусства из собрания Елагиноостровского дворца-музея Санкт-Петербурга «Мыслить в материале». 30 ноября начнет работу первая областная выставка творчества «Дороги Параскевы», в этот же день стартует IIIМеждународный фестиваль народной игрушки.
С выставкой живописных и акварельных работ Виктора Конецкого приедет вдова писателя Татьяна Конецкая-Акулова. Экспозиция откроется 6 декабря, также состоится вечер памяти известного писателя и сценариста.
А уж сколько нового музей готовит в наступающем году! Проект «Строго на Север», посвященный освоению Арктики и Севера. Продолжится сотрудничество с крупными музеями страны: «Купеческий портрет» - из собрания Государственного Исторического музея, «Приглашение к обеду» - Государственного Русского музея, «Битва за Север», посвященная 75-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье, «Мода пушкинской эпохи» - выставка к юбилею русского писателя и поэта. Этой работой мы продолжим сотрудничество и дружбу с музеем А. С. Пушкина в Москве. Конечно, будет «НаМОДнение», конкурсу исполнится уже 20 лет. И конечно же, музей готовится к своему 30-летию, которое мы отметим в январе.
Текст: Андреева Екатерина
Фото: Лев Федосеев
Опубликовано: Мурманский вестник от 22.11.2018