18,6K подписчиков

Как кроксы стали модными

782 прочитали

Из обуви, которую не стыдно носить только на отдыхе (и то лучше там, где никто не видит), кроксы к концу 2018-го превратились в такой же объект желания, как кроссовки и дизайнерские туфли. За ними охотятся звезды вроде Мадонны, а в новой рекламной кампании марки Come As You Are участвуют Дрю Бэрримор и Натали Дормер. Рассказываем о том, как американскому бренду обуви удалось в рекордные сроки преодолеть кризис и очаровать молодую и перспективную аудиторию. 

Из обуви, которую не стыдно носить только на отдыхе (и то лучше там, где никто не видит), кроксы к концу 2018-го превратились в такой же объект желания, как кроссовки и дизайнерские туфли.

Самая уродливая обувь на свете

Кроксы десятилетиями держали титул «самой уродливой обуви на свете», место которой — на детской площадке или в коридорах больницы (за удобство и легкость в уходе их особо любят врачи и родители). Но времена, когда ими можно было шокировать репортеров и читателей таблоидов, прошли: в кроксах на публике появляются даже Кейт Миддлтон и Хелен Миррен.

Изначально их действительно придумали как обувь сугубо функциональную и предназначенную для яхтсменов: ребристая подошва этих клогов из резины помогала не скользить на влажной палубе. Строго говоря, называть их резиновыми нельзя: кроксы делают из вспененной синтетической смолы Croslite — эту технологию и товарную марку Crocs зарегистрировала в 2004 году. До недавнего времени фирма владела патентом и на узнаваемый дизайн этой обуви — но в августе 2017-го американское Ведомоство по патентам и товарным знакам отказалось его продлевать. Представители ведомства постановили, что похожая обувь существовала как минимум за год до того, как Crocs решила запатентовать ее внешний вид (это было всего лишь в 2004-м, два года спустя создания марки). Впрочем, даже и без патента массивные резиновые тапки с дырками по-прежнему ассоциируются именно с брендом Crocs, который заметно опережает всех своих конкурентов.

Так было не всегда. В нулевых дела у Crocs шли хорошо, а вот с 2011 года продажи компании начали падать. В прошлом году марка закрылапоследний собственный завод и почти 160 магазинов по всему миру, чем спровоцировала панику в твиттере. Но затем случилось настоящее маркетинговое чудо: бренд сумел в рекордные сроки выйти из головокружительного пике. Уже по итогам третьего квартала 2018 года Crocs похвастались выручкой в 261 миллион долларов: это на 7 % больше, чем год назад.

С корабля на бал

Из обуви, которую не стыдно носить только на отдыхе (и то лучше там, где никто не видит), кроксы к концу 2018-го превратились в такой же объект желания, как кроссовки и дизайнерские туфли.-2

За этот подъем стоит благодарить как минимум троих: Кристофера Кейна, Демну Гвасалию и Шайю ЛаБафа. Кейн первым разглядел потенциал нарочито уродливой обуви и включил ее в свою весенне-летнюю коллекцию 2017 года. Креативный директор Balenciaga подхватил тренд: сначала показал кроксы на платформе, которые разобрали еще до того, как они поступили в магазины (несмотря на цену в 850 евро за пару), а затем довел идею до абсурда и сделал кроксы на шпильке. Их так и не запустили в продажу, но модные редакторы все равно остались в восторге. «Мне нужна медицинская помощь или эта обувь действительно классная?» — поинтересовалась редактор Harper’s Bazaar Лорен Фишер. Наконец, ЛаБаф показал, как носить кроксы в жизни: ему стал подражать Канье Уэст, а креативный директор Pacsun Бобб Уигэм завел в инстаграме отдельный аккаунт Shia's Outfits.

Секрет внезапной всеобщей любви к кроксам объясняет все тот же Кейн. «Они удобные, и в них не жарко. Крутой внешний вид — дополнительный бонус», — уверяет британский дизайнер. Но есть и еще одна причина. Это главный маркетинговый инструмент XXI века — коллаборации. И не только с Кейном и Balenciaga, но и, например, с популярной уличной маркой Alife. Плод их совместной работы с Crocs — пару серых кроксов с джибитсами (своего рода значками, которыми можно украшать кроксы) в виде Бруклинского моста, статуи Свободы и Эмпайр-стейт-билдинг — можно отыскать на сайте перекупщиков Grailed за 445 долларов. В ноябре стало известно еще об одном сотрудничестве, на этот раз с менее известным брендом Pleasures. Их кроксы — классические черные клоги, поверх которых нарисованы кости пальцев ног. Дата релиза и другие подробности сотрудничества двух брендов пока не разглашаются, но причин сомневаться в успехе очередного дропа нет.

Из обуви, которую не стыдно носить только на отдыхе (и то лучше там, где никто не видит), кроксы к концу 2018-го превратились в такой же объект желания, как кроссовки и дизайнерские туфли.-3

Нельзя не упомянуть и совместную коллекцию с Остином Ричардом Постом. Двадцатитрехлетний американский рэпер известен под псевдонимом Post Malone, а за его жизнью в одном только инстаграме следят 14 миллионов подписчиков. В Crocs не без гордости подчеркивают: это не они предложили ему сделать «идеальные кроксы», а он им. «Post Malone — страстный поклонник Crocs, он носит наши клоги очень часто. Фотографии в кроксах он публиковал в своих соцсетях задолго до того, как мы начали сотрудничать», — заявил CEO бренда Эндрю Риз. «Я ношу кроксы везде: и в баре, и на сцене. Поработать с Crocs было отличной идеей. Мы смогли дать фанатам то, что они так просили», — добавил рэпер.

Из обуви, которую не стыдно носить только на отдыхе (и то лучше там, где никто не видит), кроксы к концу 2018-го превратились в такой же объект желания, как кроссовки и дизайнерские туфли.-4

Результатом совместной работы стала пара белых клогов, украшенных желтыми эмодзи. Они появились на сайте бренда 1 ноября, стоили около 60 долларов и закончилисьза 10 минут. О кроксах авторства молодого рэпера мечтала даже Мадонна. «Боже мой, они такие классные. Как я могу заполучить пару?» — написала она под фото в инстаграме музыканта. Сейчас их можно найти только на eBay и в пять раз дороже — перекупщики просят за пару по 300 долларов.

Коллаборация с рэпером была лишь частью глобальной рекламной кампании Come As You Are, «Будь самим собой». Crocs отлично понимают, что в их случае ставить нужно не на красоту, а на удобство: в этой обуви действительно можно делать что угодно, забыв о дискомфорте. Еще несколько лет назад этим преимуществом кроксов пользовались разве что туристы средних лет на улицах Европы, но теперь из категории guilty pleasure они «переехали» в категорию must have, и их рекламируют звезды. Например, Дрю Бэрримор: актриса не только подписала рекламный контракт с маркой, но и придумала для нее несколько собственных моделей. В 2019 году к ней присоединятся Зои Дешанель, Натали Дормер и целый пул звезд из Японии, Южной Кореи и Китая. Crocs явно наращивают свой маркетинговый бюджет с целью стать по-настоящему модными — не на сезон и не на два.

Ставка на молодежь и diversity

Crocs — один из любимых брендов не столько миллениалов, сколько поколения Z, то есть тех, кто родился в 1995 году и позже. В конце октября 2018-го компания Piper Jaffray опубликовала результаты полугодового исследования предпочтений людей младше 23-х лет в разных сферах — от фастфуда до любимой марки косметики. В списке самых популярных брендов обуви Crocs занял 13-е место, за год поднявшись в рейтинге на 14 позиций. Business Insider главным секретом успеха называет моду на уродливый дизайн, а Crocs в нем преуспела как ни одна другая марка. «Уродливые вещи очень ироничны, — пишет обозревательница издания Мэри Ханбери. — Это отличная маркетинговая уловка: некрасивые вещи с огромным ценником всегда вызывают ответную реакцию в социальных сетях». Разумеется, не каждому достанется дизайнерская пара за сотни долларов, но в ситуации возросшего интереса к бренду подростки все чаще покупают и базовые модели — тем более что продаются они на порядок дешевле. Классические клоги на сайте бренда стоят всего 40 долларов.

Из обуви, которую не стыдно носить только на отдыхе (и то лучше там, где никто не видит), кроксы к концу 2018-го превратились в такой же объект желания, как кроссовки и дизайнерские туфли.-5

Чтобы понравиться поколению Z, Crocs включает еще один действенный маркетинговый инструмент — иронию. Чего стоит хештег #CrocsAndSocks: бренд использует его в инстаграме, иронизируя над давним мемом — сандалями с носками. Другим способом заработать лояльную аудиторию стал курс на diversity: под тегом #CrocNation марка публикует снимки своих подписчиков самого разного возраста, происхождения и внешности (в инстаграме марки в принципе нет предельно отфотошопленных снимков). Кроме того, на странице Crocs можно найти посты в поддержку ЛГБТ и феминизма. Crocs хочет быть молодой и прогрессивной маркой, и у нее это получается лучше, чем у многих других.

Crocs всячески поддерживает свою молодую аудиторию, называя ее «исследователями». «Мы знаем, что тинейджеры помешаны на самовыражении, поэтому в нашей весенне-летней коллекции есть яркие, сочные цвета, позитивный месседж, огромные логотипы и новые шлепки на платформе. Наши «исследователи» играют важную роль в создании продуктов», — говорит старший вице-президент Crocs Мишель Пул. И они отвечают марке взаимностью. Самые преданные фанаты объявили 23 октября национальным днем кроксов в Америке. В этот день они призывают носить свои клоги «с гордостью». По их мнению, во-первых, это удобно. Во-вторых — кроксы подчеркивают индивидуальность их обладателя: с помощью украшений их можно кастомизировать на свой вкус. А в-третьих, это модно. «Боитесь, что вас засмеют из-за кроксов? — пишут инициаторы Дня кроксов. — Не бойтесь».

Из обуви, которую не стыдно носить только на отдыхе (и то лучше там, где никто не видит), кроксы к концу 2018-го превратились в такой же объект желания, как кроссовки и дизайнерские туфли.-6

Читайте больше материалов на theblueprint.ru