going_to

Едем в Магад... Марокко

Часть II: Марракеш, Касабланка, Рабат

Август - Сентябрь 2018

Если вы не планируете ехать в сам Агадир, то из аэропорта логичнее всего уехать в городок Инегзан. Оттуда можно уехать далее по стране.

В Марокко нужно торговаться. Цену завышают здесь практически везде, а также часто обсчитывают, давая сдачу. С этим мы столкнулись сразу, дойдя до остановки. Билет на автобус от аэропорта до Инегзана стоит 5 дирхам (0,5 евро). Ехать около 12 км. Нам сразу предложили такси (о такси потом отдельно напишу) цену в 100 дирхам (10 евро). После того как мы обиженно отказались, цена снизилась в два раза. В этот момент подошла литовская пара и уехала за такую цену. Мы знали, что это грабёж и остались. Через пару минут подошла компания из трех молодых литовцев, которые уже были в Марокко. На ломаном английском, мы узнали, что нам по пути до самого Марракеша. Они же сказав, что белорусы это вообще им братья, пообещали нас доставить туда. В итоге такси нам тоже стоило 50 дирхам (5 евро), но на пятерых.

В Марокко есть 2 основных автобусных перевозчика, у которых есть сайты, где можно узнать их расписание и купить билеты. У них комфортабельные автобусы, с кондиционером, wi-fi и другими удобствами, которые ходят придерживаясь расписанию. Я планировала ездить на них, но в связи с задержкой в аэропорту такой подходящий автобус мы уже пропустили, а следующий будет не скоро. Наши новые знакомые, сказали: ничего, прорвёмся и привели нас на площадь, откуда отправляются рейсы, в том числе и тех компаний, у которых денег хватило на автобус, а на сайт уже нет. Как раз сейчас мы едем на таком и почти приехали в Мараккеш. Отправляются они по заполняемости, по удобству они как наши междугородние, стоят на треть дешевле, чем те, которые я планировала. На небольшие расстояния вполне неплохой вариант. Чтобы найти нужный маршрут, следует сказать человеку, который к вам подбежит, название населённого пункта, который вам нужен и он вас подведёт. Билет Инегзан - Мараккеш стоит 80 дирхам (8 евро) на человека. В пути 3,5 часа. Ехать около 250 км.

В Марракеш мы приехали пока только на одну ночь. Это место, где мы сможем нормально поесть и поспать спустя 30 часов после выезда из дома.Подробнее об этом городе расскажу потом, когда мы вернемся сюда на несколько дней. Большинство марокканских городов делится на 2 части: новая с довольно широкими улицами, парками и новыми зданиями и старая часть - медина, которая представляет собой лабиринт из узких улиц. Медина Марракеша похоже на огромный шумный рынок, заполненный запахами чего-то жареного. Между торговцами и пешеходами умело лавируют ездуны на мотороллерах, мопедах и велосипедах.

Традиционный тип отелей в Марокко - риады. Это здание в несколько этажей с большим внутренним двориком, что-то типа колодца. Название риад происходит от арабского رياض (сад).

Эту ночь мы провели в риаде Hôtel Essaouira за 10,4 евро за человека + 2 евро завтрак. Номер небольшой, но со своей ванной. На одну ночь после долгой дороги - отлично.

В основном номера бронируем на Booking.com ссылка даст 15$ возврата на карту.

Главная площадь Марракеша - Джемаа эль-Фна - самая популярная достопримечательность города. С 2001 г. площадь вместе со всем историческим центром была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В переводе с арабского название площади означает "собрание мёртвых". Вплоть до XIX в. здесь проходили публичные казни. Эти казни были очень жестокими. Приговоренных неделю до линчевания предавали ужасным пыткам и только потом, изуродованных донельзя, обезглавливали. Иногда в день казнили до полусотни человек, а их головы вывешивали на городских вратах. Позже казнь упростили, преступников не пытали, а им сразу же отрубали головы.

Для ужина мы выбрали ресторан Аргана, как потом оказалось 28 апреля 2011 года здесь произошел террористический акт. Проникший в ресторан под видом туриста террорист оставил в ресторане гитару, наполненную взрывчаткой, которую затем взорвал дистанционно. В результате теракта погибли 17 человек и был ранен 21.
Национальное блюдо Марокко называется также как и посуда в которой оно готовится - тажин или таджин.

Внешне тажин выглядит как блюдо с бортиком, которое накрывается высокой конусообразной крышкой. Благодаря этой крышке, в тажине, поставленном на маленький огонь, происходит постоянная циркуляция воздуха, влага конденсируется на стенках крышки, остывает и медленно стекает вниз, где снова нагревается, и всё повторяется. Тажин готовят из крупных кусков мяса или птицы и овощей (томатов, картофеля, баклажанов, лука). В качестве приправы используют различные пряности, мёд, фрукты, ягоды. Овощи, мясо и приправы закладывают в тажин без добавления бульона и тушат на очень слабом огне в собственном соку в течение нескольких часов. В итоге мясо получается очень мягким и нежным.

Мы ели тажин из говядины. Стоимость 100 дирхам (10 евро).  Вкус довольно обычный...
Мы ели тажин из говядины. Стоимость 100 дирхам (10 евро). Вкус довольно обычный...
Ещё одно национальное блюдо - кускус, которое готовится из одноимённой крупы и подаётся с тушёным мясом и овощами.  Это довольно вкусно, но ничего необычного. Цена - 105 дирхам (10,5 евро)
Ещё одно национальное блюдо - кускус, которое готовится из одноимённой крупы и подаётся с тушёным мясом и овощами. Это довольно вкусно, но ничего необычного. Цена - 105 дирхам (10,5 евро)
Утром на крыше риада нас ждал завтрак за 2 евро: масло, мед, джем, свежевыжатый апельсиновый сок, кофе, домашний йогурт и выпечка.

Позавтракав, мы отправились на вокзал, чтобы дать ещё один шанс поездам и добраться до крупнейшего города Марокко - Касабланки.

Утром площадь Джемаа эль-Фна практически пустынна. От ночного балагана не осталось и следа, только дворники убирают горы мусора, которые остались от ночных толп. Хотя скоро площадь снова оживёт.

Недалеко от площади находится автобусная остановка, откуда за 8 дирхам (0.8 евро) можно добраться до вокзала. Вокзал очень красивый.

Билет из Марракеша в Касабланку во второй класс стоит 95 дирхам (9,5 евро).

В пути 3:40. Купить можно в автомате за наличные и по национальным картам или в кассе. Проверяют дважды: на входе на перрон и в пути следования: проверяют в своём ли ты классе сидишь.

Вагоны второго класса представляют собой купе с 8 сидячими местами. Грязновато, но терпимо.

Из Марракеша поезд выезжал полупустым, но в Касабланку прибываем в полностью заполненным. В вагонах работает кондиционер, но к концу поездки он не справляется и становится очень жарко.

Пейзажи за окном довольно скудные...

В целом по стране довольно много мусора, этим Марокко похожа на Албанию.

Прибыли в Касабланку - самый большой город страны.

В Средние века Касабланка была зажиточным городом, известным как Анфа. Он был разрушен португальцами в 1468 году и ими же заново построен в 1515 году. После сильного землетрясения 1755 года город снова был восстановлен. В 1907 году Касабланку оккупировали французы. Во время французского правления город быстро рос. Уход французов в 1956 году после провозглашения независимости Марокко вызвал серьёзные экономические трудности для Касабланки. Но сейчас все снова восстанавливается.

Город получил всемирную известность благодаря фильму «Касабланка» 1942 года.

Действие фильма разворачивается в начале Второй мировой войны в Касабланке, который находился тогда под контролем фашистской Франции. Фильм выиграл три «Оскара», в том числе в категории «лучшая картина», а его популярность выросла до такого масштаба, что поныне его часто называют среди лучших фильмов в истории Голливуда. Благодаря этому фильму, у иностранцев Касабланка ассоциируется с роскошью и беззаботной жизнью. На самом деле современный город не имеет ничего общего с фильмом. И его снимали в Америке.Касабланка - это деловой и банковский центр страны. Туристов здесь немного, потому что с достопримечательностями тут не очень. Во многих отзывах я встречала советы, что сюда ехать не стоит. Но сейчас, находясь здесь, я рада, что мы все таки заехали сюда.

-20

У меня осталось от города весьма неполиткорректное впечатление: что французы во времена своего пребывания тут построили красивые здания и уехали, а потом сюда пришли арабы, которые начали здесь жить и гадить.

Например дворец Юстиции с музыкальным фонтаном перед ним.
В Касабланке находится самое высокое религиозное сооружение в мире - мечеть Хасана второго. Высота минарета - более 200 метров.
Она расположена на берегу океана, что делает ее еще более эффектной. За 12 евро неверным можно в определённые часы попасть внутрь.
По всему городу снуют красные машины - petit taxi, которые доставят в любую точку. О стоимости нужно договариваться заранее и конечно торговаться. Но в целом проезд не дорогой - 2-3 евро за двоих.

В основном это машины Dacia Logan, которые как оказывается собираются в том числе и в Марокко. В каждом городе petit taxi имеет свой цвет. В Касабланке и Фесе - красный. В Рабате - синий. По пути водитель может набрать ещё пассажиров кроме вас, если будет по пути.

Основной вид транспорта, кроме такси в Касабланке - это трамваи. Новые быстрые очень удобные. Доступ на все остановки через турникет по билетам - зайцем не проедешь. Стоимость проезда 0,8 евро.

Обсуждая маршрут по городу, мы планировали избегать медины (старой части города) и, конечно же, мы в ней случайно оказались. Пока из четырёх увиденных медин - эта самая грязная и неприятная. Она как и в других городах представляет собой рынок, но очень вонючий и грязный. В этом городе здесь нет совсем ничего интересного и сюда идти правда не стоит.

Т. к. мы в городе, расположенном на океане, то идем есть морепродукты. Выбираем ресторан Casa José недалеко от порта. Как оказалось это одно из немногих заведений города, где продают алкоголь. Как вы уже поняли, Марокко мусульманская страна, хотя ислам тут не такой строгий как во многих других арабских странах. Алкоголь купить в обычных магазинах здесь нельзя совсем. Он продаётся только в специальных, правда мы пока ещё не один не нашли, или в некоторых барах и ресторанах. Хотя в стране производят и вино и пиво. Меню как обычно только на французском, но англоговорящие официанты помогают перевести. На четвёртый день уже начинаешь понимать французский...

-26
-27
-28

На ужин в Касабланке дают кальмары (9,5 евро), рыбу-меч с гарниром (12,5 евро) и пиво марокканское холодное 0,25 л (2,5 евро). Кальмары хороши, рыба-меч нормальная, но с божественной португальской и рядом не стояла. Пиво неплохое лёгкое.

Маша - довольно популярный персонаж у Марокканских школьников.
Завтрак в кафе лёгкий и недорогой (2 евро). Обычно туда входит кофе, выпечка или тост с чем-нибудь и свежевыжатый апельсиновый сок.
У них есть раздельный кофе: отдельно приносят чашку с горячим молоком, сахар и кофе с маленьком сотейнике. И уже сами все перемешиваете. По вкусу как обычное кофе с молоком.

В целом Касабланка оставило приятное впечатление: сочетание белоснежных зданий, сочной зелени и синего океана - очень красивы. Конечно, тут есть и грязь, и местами вонь, и крысы, и тараканы на улицах, и многочисленные стройки. Но в Марокко очень быстро перестаёшь обращать на это внимание.

Далее едем в Рабат - столицу современного Марокко. Этот город тоже не популярен у туристов. В 1912 г. Франция установила протекторат над Марокко. Глава французской администрации перенёс столицу из Феса в Рабат. Одной из причин этого решения были восстания берберов, угрожавшие Фесу и делавшие пребывание там правительства опасным. Султан Мулай Юсуф согласился с этим решением и переехал в Рабат. После провозглашения независимости Марокко в 1956 году король Мухаммед V оставил Рабат столицей.

-32
Из Касабланки в Рабат добираемся на двухэтажном поезде за 3.5 евро. В пути чуть больше часа.

Население столицы в 2 раза меньше чем в "белом городе" и составляет всего 1,65 млн человек. В Рабате есть свой город в городе, этот район называется Туарга, здесь находится королевский дворец, мечеть и жилые дома. Говорят через одни ворота можно попасть туда, но через все, что мы пытались - нас не пустили. Считается, что по климату Рабат один из наиболее комфортных городов мира, но когда мы были там, было очень жарко и мне совсем не показалось, что здесь хорошо жить. Хотя как в столице, так и в других городах, где мы были, очень много парков и зелени в целом. И много внимания уделяется озеленению: во многих местах автоматический полив, аккуратно подстрижены кусты и деревья...

-34
В Рабате живём в риаде dar tsouli за 30 евро. Ванна и туалет и кухня общие, но кроме нас здесь никто не жил.

Риад находится в медине, но в этом городе она довольно небольшая и по большей части ухоженная. Во всех городах медина это чаще всего сплошной рынок.

В Рабате торговля происходит в основном в аккуратных павильонах.

Как и в Касабланке основной транспорт это трамвай и такси. Какие-то страшные автобусы ходят, но на них нет ни номеров, ни таблички с указанием маршрута. Нет о них и информации в интернете. Трамваи же новые, быстрые и комфортные. Стоимость проезда 0,5 евро. Но, к сожалению, всего 2 линии. Petit taxi здесь синего цвета и здесь нас первый и пока последний раз везли по счётчику. Договариваться о стоимости нужно перед посадкой.

В столице находится самый большой зоопарк в Марокко. Туда мы и решили отправится. Находится он в пригороде и добраться можно только на такси. Из центра города нас соглашались везти минимум за 10 евро и откровенно смеялись над нами, когда мы говорили, что это через чур много. Мы понимали, что это раз в 5 завышено и решили не искать счастья в центре. Доехав до конечной первого трамвая, мы нашли такси там, в итоге заплатив всего 3 евро. Вход в зоопарк стоит 5 евро с человека, за 5,5 евро можно посетить зоопарк и музей, или только музей за 1,5 евро.

Музей это откровенно пустая трата времени. Там в трех комнатах можно увидеть несколько стендов, кости и чучело льва.

-37

-38
-39

А вот зоопарк хороший. Он не особо большой по сравнению, например с Пражским, который мы, придя к открытию, так и не успели весь обойти к закрытию. Но в Рабатском зоопарке животные содержатся в просторных вольерах, выглядят ухоженно и, хочется верить, довольны жизнью. По крайней мере выглядят именно так. Грустит только дикобраз, которого почему-то отсадили от собратьев.

-40
-49
-50
-51

Зоопарк разделён на зоны, в которых представлены животные и растительность, свойственные для данного региона. Всего их 5: саванна, пустыня, тропический лес, горная и болотная зоны. Вольеры просторные, в некоторых из них обитают по несколько видов животных. На входе несколько ресторанов. На территории палатки с закусками и напитками и много мест для пикника. Всего мы потратили в зоопарке около 3 часов, из которых 20 минут искали бегемота в вольере. Прошли 6 км по территории.

Одна из основных достопримечательностей Рабата - это касба Удайя.

Касба - это, если не вдаваться в подробности, крепость, которая находится в городе или отдельно стоящая. Внутри, касба Удайя застроена традиционными жилыми домами с глухими, бело-голубыми стенами. Такая демо-версия знаменитого голубого города Шефшауэна.

-53
-54
-55
-56
-57
В северной части цитадели располагается популярная среди туристов смотровая площадка с видом на океан, город-спутник Сале, реку Бу-Регрег и некоторые районы Рабата.
На берегу реки у подножия касбы расположен луна-парк и открываются отличные виды на жилую часть крепости.
У подножия касбы со стороны океана - находится общественный пляж.
Дорога к нему проходит вдоль старого кладбища, которое по совместительству является складом для хранения пляжного инвентаря и помойкой.

Насчёт грязи в стране. В мединах и современных центрах городов чисто убирают по утрам, но в течение дня мусора накапливается довольно много. Это связано в основном и с тем, что мусорок мало и марокканцы не будут заморачиваться на том, чтобы их найти. Если им нужно что-то выкинуть, они выкинут. Вдоль трасс, на окраинах городов и тех местах, где вроде как не видно, мусора много. Но до Албании, где вся страна одна сплошная помойка, Марокко конечно далеко. Постоянно встречается запах испражнений, тухлого мусора, мяты и почему-то паленой баранины. Но это не значит, что запах постоянный. В целом в плане чистоты мой внутренний белорус, конечно, негодует и заставляет меня носить бумажку в кулачке подолгу в поисках мусорки.

Но вернемся к общественному пляжу. Почти вся территория Марокко, которая имеет выход к воде, омывается Атлантическим океаном, Рабат в том числе. Пляж, как вы уже поняли, грязный. Большинство отдыхающих сидят на стульях за столиками или под навесами-палатками. Загорающих нет совсем. Зато много серфингистов.

предзакатный океан

На ужин опять пришлось есть тажин. Пришлось, потому что большинство заведений предлагает весьма скромный набор блюд: тажин, кускус, мясо на вертеле и еще много чего, но этого все равно нет в наличии. Хотя стоит признать, что в заведении Dar Naji, где мы ужинали в столице, тажин был очень вкусный.

Ещё одно популярное блюдо это микс-салат. На одной тарелке кучками лежат разные ингредиенты: чаще всего разные овощи и рис. Это или уже полито соусом, или приносят оливковое масло для заправки.
Кстати, почти везде приносят какие-то бесплатные закуски и хлеб. В качестве закусок нам приносили оливки (чаще всего), суп, салат, чипсы.

Мы знали, что Марокко мусульманская страна. И мы уже привыкли и к одеяниям местных, к отсутствию алкоголя и свинины, но есть то, к чему привыкнуть до сих пор не можем - это азан - призыв к обязательной молитве - намазу. Азан звучит со всех мечетей, но начинается не в одну и ту же секунду, а с разницей в несколько. И если, это днём или вечером, то это терпимо. Но есть еще Фаджр (рассветная молитва) наиболее ценная в исламе, призыв на которую звучит около половины шестого утра. И каждое утро мы просыпаемся под эту какофонию.

Распрощавшись с хозяевами, которые кроме риада содержат и небольшой, но, судя по отзывам, весьма неплохой ресторан, мы отправились дальше.

Давным-давно, а точнее в XII веке, жил-был эмир и звали его Якуб. Так славны были его деяния и так значительны его победы, что прозвали его аль-мансур. что значит «победитель». И задумал он мечеть построить, да такую, чтобы затмила она все другие размерами своими. Ну раз задумал, то и строить начал, не своими руками, конечно. И воздвиг он уже половину минарета, высочайшего в мире. А потом взял, да умер. А кроме него никому мечеть та и не нужна была. Так и бросили.

Это краткая история главной достопримечательности Рабата - башни Хасана. Предполагалось, что мечеть при высоте 86 м. станет самым высоким зданием исламского мира. В 1199 году, когда минарет был достроен до 44 м., эмир умер и постройка прекратилась. Кроме минарета были возведены еще столпы из песчаника. Но они были разрушены в результате землетрясения, того самого, что стёрло с лица земли большую часть Лиссабона. Часть столпов удалось восстановить.

-65
-66
-67

В середине XX в. башня Хасана была названа национальной святыней, куда приходили молиться все местные жители. На мой взгляд, строение и правда впечатляет. Эффект усиливает и месторасположение.

Вход охраняют конные гвардейцы.

В 1960-е годы напротив башни Хасана, которая, если честно, то не знаю почему называется именно так, построили роскошный мавзолей Мухаммеда V. Где похоронен он сам (дед нынешнего короля), и его 2 сына (отец и дядя нынешнего короля). Вечный покой представителей королевской семьи также охраняют гвардейцы, но уже не конные.

-69
-70
-71
-72

Напоследок, посетили ещё одного место.

Шелла представляет собой руины древнеримского города Поселение было заброшено в 1154 г. в пользу соседнего Сале, ныне спутника Рабата. Династия Альмохадов использовала город-призрак как некрополь. В середине XIV века было построено несколько монументов и главная брама. Многие постройки Шеллы были повреждены в 1755 году во время Лиссабонского землетрясения. В наше время Шелла представляет собой туристическую достопримечательность. Вход для иностранцев стоит 7 евро. Но на мой взгляд это место можно спокойно пропустить.

-73
-74
-75
-76

Пришло время ехать дальше. До поезда оставался час и, не дойдя пару десятков метров до вокзала, мы увидели бар... Настоящий... Решили зайти

Пиво местное, 0,33 л по 2 евро. Самодельные чипсы в подарок от заведения. Бар напротив вокзала называется Terminus.