96 подписчиков

Девушка, которой невозможно поверить

Во время просмотра картины «Девушка, которая застряла в паутине», возникает вопрос: чем трилогия «Миллениум» Стига Ларссона оказалась столь притягательной, что книги были распроданы миллионными тиражами, а права на экранизацию были выкуплены голливудскими продюсерами?

Разобравшись с этим вопросом, мы тут же получаем ответ на другой: почему фильм по четвертому роману провальный?

Политически активный, интеллектуал, трудоголик, коммунист и антифашист, фантазер и фанатично преданный своему делу журналист. Он бросает вызов благополучному сытому обществу Швеции.

Все части трилогии объединены идеей борьбы с насилием над женщинами и детьми, о котором не принято говорить. Стиг поднимает и другие острые социальные проблемы, такие, например, как нацистские настроения некоторой части шведского общества, в связи с чем раскрывает свое отношение к тому, каким должен быть настоящий журналист в современном мире.

Идеалист, непреклонный в своих убеждениях, совершенно равнодушный к материальным благам, Стиг был заряжен революционными идеями о социальных преобразованиях, что и передал в трилогии, при этом романы написаны в стиле триллера-детектива. Читающая публика готова смириться с затянутыми описаниями и двигаться в хитросплетениях сюжета, отправляясь вместе со своими любимыми героями за раскрытием зла.

Саландер и Блумквист раскрывают преступления

Стиг Ларссон с детства был увлечен фантастикой. Как и многих звуковиков, его интересовало все то, что выходит за рамки реальности. Звуковики – единственные, кто стремится разгадать тайны Вселенной и раскрыть все секреты человеческой души. Неслучайно главная героиня трилогии наделена необычайными способностями: она срослась с компьютером и умеет добывать любую информацию. Лисбет Салландер – девушка из будущего, похожая на персонажа из фантастического романа или компьютерной игры нового поколения.

Ее психологический портрет получился ярким и абсолютно точным. Мощный абстрактный интеллект, замкнутость, внешняя эмоциональная холодность. Желание почувствовать себя живой и одновременное слабое ощущение себя в теле. История Лисбет определяет ее поведение в отношениях с другими людьми. Детство рядом с отцом-садистом, череда насилия, лечение в психиатрической клинике – и мы видим перед собой асоциальную личность, смыслом для которой становится ненависть и месть мужчинам.

Во время просмотра картины «Девушка, которая застряла в паутине», возникает вопрос: чем трилогия «Миллениум» Стига Ларссона оказалась столь притягательной, что книги были распроданы миллионными...

Главный герой цикла романов – Микаэль Блумквист, журналист, как и сам Стиг. Принципиальный и неподкупный, добрый и человечный, мечтательный и обладающий нестандартным мышлением. Пьет литрами кофе, пытается бросить курить и делать пробежки. И много лет встречается с замужней женщиной.

Судьба сводит Лисбет и Блумквиста, чтобы эти двое смогли раскрыть загадочные преступления.

Оба героя – цельные натуры со своими принципами и четкой позицией, они не могут оставаться равнодушными к несправедливости и злу, чем захватывают сердца и умы читателей разного психического склада.

Острый сюжет и детективная линия дают возможность зрительным людям испытать массу эмоций от страха и переживаний за судьбы персонажей. А звуковикам ощутить определенное родство с главными героями.

Из книг на киноэкраны

Трагическая смерть автора до выхода трилогии в печать вызывает особый интерес к его личности. И никто не удивляется, что книги, рукописи которых в свое время пролежали на полке у нерадивого издателя, попадают в топ мировых хитов и расходятся миллионными тиражами.

В 2009 году трилогия была экранизирована шведскими кинематографистами. Яркий образ Лисбет, закрученный детективный сюжет, острые социальные проблемы и интерес зрителей не могли не заинтересовать голливудских продюсеров.

А в 2011 году на экраны вышла первая часть трилогии – «Девушка с татуировкой дракона». Дэвид Финчер снял полнометражную ленту в 2 часа и 40 минут, которая держит в напряжении. Дениэл Крейг и Руни Мара сыграли персонажей такими, какими их и задумал автор. На своем поле Финчер мастерски выдержал сюжетную линию и до последнего кадра оставлял интригу нераскрытой. Трилогия вновь стала популярной.

Другое кино

Стиг Ларссон успел написать около 200 страниц своего четвёртого романа, и, по словам его друзей, в его голове роились замыслы ещё шести книг серии «Миллениум». Нынешние правообладатели не собирались выпускать четвёртую книгу. Но роман все же был опубликован – в 2015 году, его дописал шведский писатель Давид Лагеркранц. По четвертому роману и снят фильм «Девушка, которая застряла в паутине». И перед нами совершенно другое кино.

Во время просмотра картины «Девушка, которая застряла в паутине», возникает вопрос: чем трилогия «Миллениум» Стига Ларссона оказалась столь притягательной, что книги были распроданы миллионными...-2

Что мы имеем? Заснеженные пейзажи, суровые леса, строгую архитектуру и скандинавский колорит. А еще залихватски закрученные сюжетные линии с участием шпионов, киберпреступников и коррумпированных чиновников. А также масштабные съемки и все технические приспособления, на которые только способен Голливуд.

А вот за раскрытием характеров героев, за перипетиями в их судьбах, за сложными отношениями, которые интересно наблюдать, и, собственно, за самой идеей, что сподвигла Стига когда-то все описать, – это не сюда. Читайте книги, друзья, или смотрите ранние экранизации.

Не верю

Помимо того, что герои трилогии в фильме-продолжении перестали быть похожими на задуманных и описанных Стигом, в новом фильме их образы лишены художественной правды, как и сама история.

Казалось бы, Голливуд нашел одного из самых актуальных персонажей для современной Америки. Феминистку, которая мстит мужчинам, причиняющим вред женщинам. Настоящую, со своими проблемами, неординарную, сильную и талантливую.

Но авторы одарили Лисбет чертами сверхфантастического супергероя, оставив лишь намек на личность. В киноленте мы видим девушку, которой достаточно взглянуть на программу и нажать на несколько волшебных клавиш, чтобы взломать любую сеть.

Кожно-звуковой персонаж – это мощь инженерной мысли, хакерские способности Лисбет тому подтверждение. Но если создатели четвертого романа и картины взялись по-своему выразить характер героини – то было бы к месту показать и остальные проявления противоречивой натуры Саландер.

Выброшенные на обочину сложные отношения с Блумквистом, и совсем некстати придуманная семейная сага о детстве героини. Плоские второстепенные персонажи, которые просто существуют как фон, без оживляющих их мотивов и историй жизни. Искусственные безжизненные диалоги. Все это не оставляет места для чего-то еще, кроме мысли о том, что все это неправда.

Во время просмотра картины «Девушка, которая застряла в паутине», возникает вопрос: чем трилогия «Миллениум» Стига Ларссона оказалась столь притягательной, что книги были распроданы миллионными...-3

Особенно это чувствуется в истории жизни сестры Лисбет — Камиллы Салландер. По мнению создателей, ее судьба не сложилась из-за отца-педофила. Но поверить в историю превращения слабой девочки, не понимающей, что происходит, и не способной дать отпор на протяжении долгих лет, в жестокую главу преступной группировки никак не получается. А ведь, похоже, что именно так авторы представляют себе последствия детских травм.

Это было бы смешно, если не было бы грустно

Стоит отметить еще один момент в фильме. В череде перестрелок, драк, погонь и воспоминаний о детстве, присутствует, как ни странно, упоминание о русской мафии. Голливуд продолжает вести пропаганду устрашающего образа русского человека даже в таких деталях. И несмотря на то, что «Холодная война» формально окончена еще в 1991 году, мы, господа, по-прежнему самые плохие ребята, которые все портят.

И если бы это так хорошо не работало, то было бы просто смешно. Но в силу того, что на экранах нам приходится смотреть в основном зарубежную масс-культуру, она успевает передать и привить нам свои ментальные ценности и искаженные формы. Так что удар приходится в первую очередь по нашему зрителю. И, как бы нам не хотелось верить в то, что это не так, из года в год мы все слышим разговоры о том, что «в рашке» не так солнечно, как бы хотелось. Но это уже другая история.

Итого

На выходе мы получили избитый шпионский боевик, который вроде как должен был быть актуальным, но не случилось.

Сегодня хорошее произведение не может обойтись только драками, полыхающим огнем, разлетающимися стеклами, серым бетоном и пустыми персонажами. Если зритель не испытывает сочувствия к героям, значит, что-то идет не так.

Хороший сюжет должен вовлекать в историю, рождать сопереживания. Но для ее создания авторам необходимо уметь сосредотачиваться на окружающих людях, иначе все, что они делают, – это «выписывают» героев исключительно через свои особенности и детали характера. А для создания отношений и взаимодействия между героями прибегают к шаблонам и привычным схемам, что отзывается в зрителях полным недоверием и ощущением пустоты.

Это как и в жизни: когда мы смотрим на мир через себя, мы приписываем свои мысли, качества и поступки тем, кто не может их совершить. Мы не можем правильно интерпретировать мотивы людей, не можем объяснить их действия и не способны ничего понять в происходящем между нами. Оставаясь лишенными всей полноты и красоты взаимоотношений, когда все по-другому, когда не только через себя.

Статья написана с использованием материалов тренингов "Системно-векторная психология" Юрия Бурлана