Государственная собственность входит в основу экономического развития страны, поэтому требует внимания в совершенствовании механизмов системы управления государственной собственностью.
Объектом исследования является государственная собственность РФ. Предметом – процесс управления государственной собственностью на примере департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области.
В исследовании была поставлена цель - проанализировать управление государственной собственностью на примере департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, выявить проблемы и предложить рекомендации по совершенствованию управления государственной собственностью.
В соответствии с обозначенной целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть цели и задачи управления государственной собственностью;
2. рассмотреть методы управления государственной собственностью;
3. рассмотреть нормативно – правовую базу управления государственной собственностью в рамках правовых основ;
4. дать оценку структуры и состава государственной собственности в Новгородской области;
5. рассмотреть организацию управления государственной собственностью в Новгородской области;
6. проанализировать мероприятия управления государственной собственностью в Новгородской области;
7. выявить проблемы и предложить рекомендации по совершенствованию управления государственной собственностью в Новгородской области.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
- статистическое наблюдение
- сравнение в динамике
- табличный и графический метод
- логический анализ
В ходе оценки состояния и анализа мероприятий управления государственной собственностью Новгородской области были выявлены следующие проблемы и предложены рекомендации по усовершенствованию управления государственной собственностью:
В отчете о ходе реализации государственной программы «Развитие системы управления имуществом и государственными закупками Новгородской области на 2014 - 2020 годы» за 2016 год была выявлена только одна проблема отсутствия исполнителя услуги по страхованию объекта областного имущества. За 2014-2015 годы основными проблемами реализации мероприятий данной программы было недостаточный объем финансирования или вообще его отсутствие.
Для устранения проблемы нужно было заранее выполнить все требования страховой компании по установке пожарной сигнализации и охранной сигнализации. Тем более основная часть страховых компаний в предварительной беседе сообщали о невозможности страхования объекта. (столярный цех, Нехинская д.1)
Отметим, что на обеспечение сохранности и содержания объектов областного имущества, выделяемые финансовые средства реализованы почти полностью, поэтому вытекает проблема страхования объекта. (остаток средств 337,55 рублей, который недостаточен для оказания услуг)
Сумма реализованных средств 20 662,45 руб. на погашение кредиторской задолженности по теплоснабжению на доставку тепловой энергии объекту, находящемуся в казне Новгородской области, по адресу В. Новгород, ул. Ильина, д. 19/44.
Сумма 49 000 рублей на оказание услуг по сохранности нежилого здания (находящееся в казне Новгородской области, мкр. Кречевицы)
В ходе оценки государственной собственности Новгородской области была обнаружена проблема низкого спроса на приобретение областного имущества. На данном слайде представлены результаты продаж за 2014 год заметем, что план приватизации областного имущества по продажам выполняется только на 18%
Здесь представлены результаты за 2015 год, где продано 21% объектов областного имущества.
В 2016 году продано всего 11% объектов областной собственности. Все это говорит о невыполнении плана за последние три года.
Данную проблему предлагается решить несколькими путями:
1. Следует обратить внимание на необходимость внедрения внебюджетных источников для инвестиций в объекты государственного имущества в виде концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, которые могут позволить привлечь средства для капитального ремонта и реконструкции объектов недвижимого имущества, не являющихся ликвидными с точки зрения их продажи.
2. Передача субъектам малого и среднего предпринимательства имущества в аренду без проведения торгов в соответствии с антимонопольным законодательством и использованием понижающих коэффициентов для расчета арендной платы за областное недвижимое имущество с целью эффективного использования областного имущества.
3. Организация рекламы объектов областной собственности, подлежащих продаже и сдаче в аренду.
На организацию рекламы ежегодно выделяются финансовые средства и полностью реализуются, стоит обратить внимание на методы организации рекламы и продолжать финансирование в данном направлении.
Оценка эффективности реализации государственной программы с каждым годом растет, что говорит о положительных результатах работы департамента.
Таким образом, анализируя управление государственной собственностью на примере Новгородской области, можно сказать, что масштабных проблем в управлении замечено не было, но существуют те, которые нужно решить в кратчайшие сроки, чтобы из них не вытекали более серьезные последствия.