52 подписчика

"Экология" как фактор выживания бизнеса

Алексей Орджоникидзе, член генерального совета «Деловой России»  о ключевой составляющей в развитии бизнеса 21 века.

Алексей Орджоникидзе, член генерального совета «Деловой России» о ключевой составляющей в развитии бизнеса 21 века.

Концепция устойчивого развития как новая модель экономического роста, социального равенства и экологической безопасности была предложена ООН ещё в 1980-х годах. Однако именно в последнее время она становится общепринятой практикой для бизнеса, предметом национальных и международных обсуждений по вопросам экономического развития.

Глобальные изменения сегодня – это не только стратегический драйвер развития компаний, но и вызов, требующий долгосрочного и ответственного подхода. Доступность ресурсов, потребительский спрос, давление инвесторов, привлечение и сохранение талантов, появление новых рынков и исчезновение старых – только небольшая часть факторов, влияющих на бизнес. Любой компании приходится сталкиваться с проблемами устойчивости. Включение принципа гармонизации управления и потребления в бизнес-стратегию позволяет компаниям снижать затраты, формировать новую потребительскую базу, привлекать и развивать таланты. Кроме того, компания, участвующая в устойчивом развитии, получает долгосрочную цель, которая отражается на её повседневной деятельности и эффективности, вызывает доверие потребителей и инвесторов, мотивирует сотрудников и партнёров.

Работа современной экономической системы находит отражение в целом ряде глобальных изменений. Это изменение климата, стихийные бедствия, истощение природных ресурсов, социальные и экономические проблемы, другие факторы. На эти вызовы необходимо отвечать. Величина этих проблем требует значительный усилий и от бизнеса. Бизнес должен играть ключевую роль, привносить свой потенциал и опыт для того, чтобы развивать и масштабировать технологии и инновации, которое будут способствовать решению перечисленных выше проблем.

Всё чаще крупные компании вносят цели устойчивого развития в свою стратегию ведения бизнеса, показывая пример и становясь ролевой моделью для всего бизнес-сообщества. Чтобы придать этому процессу дополнительный импульс, общественная дискуссия по повестке устойчивого развития должна выходить на качественно новый уровень, вовлекая органы государственной власти и СМИ. Новый уровень общественной дискуссии потребует от компаний большей открытости к диалогу со всеми заинтересованными сторонами. Информационная открытость и прозрачность бизнеса – необходимое условие конкурентоспособности и поддержания репутации как внутри России, так и за её пределами, необходимый элемент высокого качества менеджмента и обеспечения корпоративной устойчивости. Тому есть множество подтверждений. Это и усиление внимания финансовых институтов к социальным, экономическим и управленческим аспектам, и ужесточение требований регуляторов в отношении контроля воздействия, которое оказывает бизнес на окружающую среду. Фактически государством и обществом ставится задача изменения бизнес-моделей на более устойчивые.

Пришло время инициировать серьёзную дискуссию о том, как бизнес может реально участвовать в создании более успешного общества, одновременно выполняя свои корпоративные цели по созданию собственных ценностей и достижению конкурентных преимуществ. Многие крупные компании уже реализуют климатическую повестку. Инвесторы всё чаще требуют информацию о том, как бизнес участвует в общей борьбе за климат, а потребители демонстрируют готовность платить за экологически чистые продукты.

Что можно рекомендовать? Прежде всего, участвовать в социально-экономическом развитии региона присутствия. Предприниматели должны способствовать решению социально значимых проблем там, где ведут свой бизнес, где живут и работают их семьи и сотрудники. Благотворительные программы могут быть направлены на поддержку образования, науки, малого бизнеса (если вы крупная компания), на улучшение качества жизни пожилых и людей с ограниченными возможностями. Это могут быть, например, бесплатные курсы обучения компьютерной, финансовой и юридической грамотности. Компьютерные навыки необходимы и во многих случаях повседневной жизни: записаться на приём к врачу, оплатить коммунальные платежи и т.д. Это может быть и организация лекции юристов и финансистов для тех, кто хочет открыть свой бизнес или взять кредит, обучение предпринимателей и помощь в разработке среднесрочных и долгосрочных бизнес-планов инновационного развития предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе социально ориентированного, создание условий для реализации этих бизнес-планов. Ну и, конечно, участие в волонтёрских и благотворительных инициативах.

В вопросах экологии и защиты окружающей среды позитивным примером для тиражирования может стать внедрение внутренней системы экологического менеджмента. Необходимо проводить обучение сотрудников, которые входят в состав команд по минимизации отходов, рациональному использованию воды и энергоресурсов для выявления, управления и снижения воздействия на окружающую среду. К примеру, в рамках программы по сокращению потребления воды на фабриках, инженеры могут разработать систему сбора дождевой воды, которую используют для заправки кондиционеров на фабрике. Это субботники по очистке берегов рек и лесов, уборка, озеленение и благоустройство территорий. Важно увлечь людей, показать значимость решаемой проблемы, а дальше они сами принимают решение об участии в волонтёрских проектах.

Важно делиться со всеми заинтересованными сторонами информацией, что компания делает, помимо получения прибыли, как компания достигает своих финансовых показателей, учитывая при этом социальные и экологические аспекты. Устойчивое развитие сегодня – это ответственный подход к управлению, тренд и конкурентная стратегия одновременно.

Автор статьи: директор по вопросам регулирования производства и оборота табачных изделий аффилированных компаний Philip Morris International в России Алексей Орджоникидзе.