«Гангут» - броненосец флота Российской империи конца XIX века. Был сооружен в Санкт-Петербурге. Корабль с печальной судьбой. Перегруз в 600 тонн относительно проектного водоизмещения увеличил осадку «Гангута» и сказался на скорости хода.
Итог: броненосец налетел на никому не известную гору, которой не было на картах, и возникла пробоина. Боевой корабль в мирное время затонул за 6 часов. Вся команда смогла спастись. Больше 120 лет остатки корпуса «Гангута» покоятся на дне Выборгского залива. Поднять его не смогли, или не захотели.
Идея, задание и проект.
«Гангут» - четвертый по счету балтийский броненосец. Перед ним в Санкт-Петербурге были строены «Петр Великий», «Император Александр II» и «Император Николай I». После создания «императорской» серии в судостроительной программе наметился ощутимый спад. С одной стороны он был обусловлен невозможностью быстрого строительства крупных серий больших и дорогих кораблей. С другой стороны неопределенность усиливалась сменой руководства флота.
Создание новых мощных кораблей приобретало важнейший смысл, так как было необходимо укреплять флот. Конечно, главным раздражителем в Мировом океане продолжала оставаться Англия, но и растущие масштабы германского судостроения оптимизма не внушали. Морское министерство инициировало новую стратегическую программу, фактически забросив все предыдущие планы.
Тактико-техническое задание на третий броненосец было сформировано в 1887 году.
Небольшое отступление, вот представьте, конец XIX века, эпоха пара, 12-дюймовых орудий и брони. Технические новинки появляются очень быстро. А стратегия и тактика отстают, все еще пытаясь осмыслить итоги Крымской войны.
«Гангут» строился как таранный корабль! То есть даже об огневой дуэли на минно-артиллерийской позиции речи не шло. По образу и подобию «Императора Александра II» главный калибр размещался на носу броненосца, видимо в расчете на то, что противник будет стоять на якоре, сначала давая себя расстрелять, а потом вломиться форштевнем в израненный борт.
И тут в дело вмешался вечный враг отечественных флотоводцев – экономия (сейчас это называется модным понятием «оптимизация расходов»). «Императоры» строились так долго и стояли так дорого, что решено было в новом проекте учесть недостатки отрасли в целом. Должен был получиться эрзац-император, уменьшенный по сравнению с прародителем в размерах, водоизмещении и вооружении проект. По сути, чистейшей воды броненосец береговой обороны.
Считалось, что одного(!) 305-мм орудия с длиной ствола 35 калибров в башне, четырех 229-мм и четырех 152-мм орудий будет достаточно для противостояния любому противнику. Причем в казематах были расположены только 229-мм пушки, у «шестидюймовок» защита отсутствовала.
Броненосец в Российской Империи строился в среднем 7 лет, темпы строительства аналогичных кораблей в Европе были в два раза выше. Российские корабли обречены были биться с более новыми и современными одноклассниками.
Официально вступив в строй в 1894 году, «Гангут» прослужил совсем недолго.
Самым значительным достижением его карьеры стал довольно длительный переход между балтийскими портами в 1896 году, выйдя из Кронштадта, корабль посетил Гельсингфорс, самую западную военную гавань Империи - Либаву, Ревель.
Тогда же, в начале осени, с броненосцем случилось первое чрезвычайное происшествие: он налетел на камни и получил пробоину, в корпус стала поступать забортная вода.
В сборе была вся Практическая эскадра, и тогда «Гангут» совместными усилиями удалось спасти. Даже не смотря на наличие пробоины, корабль сам смог вернуться в Кронштадт и встать в док на ремонт. Интересным представляется вопрос, что привело к аварии в 1896 и гибели броненосца в 1897 годах? Была ли это цепь трагических случайностей или просчеты в проектировании были настолько фатальны, что «Гангут» был в буквальном смысле обречен по факту своего рождения.
Трагедия на Балтике.
12 июня 1897 года эскадренный броненосец «Гангут» отправился в район современного Выборгского залива на учебные стрельбы, всего 90 километров от порта Кронштадт, до Выборга и того меньше – 30 километров.
Зачем эти размерности? Чтобы понимать, катастрофа может случиться на пороге родного дома.
Корабль однозначно был перегружен, при заполнении угольных ям, кладовых и арсеналов его осадка только выросла. На испытаниях отмечалось, что при сильном волнении ему свойственно зарываться носом. Но команда за три года, что прошли после сдачи броненосца флоту, несомненно, представляла все возможные проблемы и опасности, связанные с эксплуатацией «Гангута».
Насколько высока вероятность найти во вдоль и поперек исхоженном Выборгском заливе неизвестную ранее скалу? И все же это случилось, около четырех часов пополудни броненосец получил пробоину. Вода очень быстро залила машинное отделение, возможно, сохранив часть котлов, экипаж смог бы вывести корабль на отмель и тем самым спасти «Гангут», но этого не случилось. Повторилась ситуация годичной давности, только рядом не оказалось лучших сил Балтийского флота во главе с адмиралом Макаровым.
Понимая, что броненосец уже не спасти, командир отдал приказ об эвакуации, и около 10 часов вечера «Гангут» затонул. Учитывая небольшие глубины в этом районе, почти сразу стали появляться проекты подъема корабля, но не один не был реализован.
Так ли сильно флоту нужен был «Гангут»? Со временем место гибели корабля стало своеобразным полигоном для водолазной службы Балтийского флота. Возможно, на дне броненосец пригодился сильнее, чем восьмью годами позже в кильватерном строю отряда Небогатова злосчастным днем 14 мая.