Пленительные взгляды и изящные движения танцовщиц. Сейчас восточный танец стал общедоступным искусством, но так было далеко не всегда. Таинство знания о том, как соблазнять одним лишь движением рук знали алмеи, куртизанки Востока, которым не было равных в их мастерстве.
Главное преимущество алмей подчёркивалось уже в самом их названии. В переводе с арабского слово «алмех» означает «искушённый, учёный». Женщины эти действительно были обучены самым разным искусствам, что превосходно доказывали на практике. Они относились к куртизанкам наивысшего «ранга», поскольку являлись усладой как для тела, так и для души.
Наибольшее распространение алмеи получили в Египте, где эстетика часто означала влечение. Эта особенность ярко проявлялась в песнях, весьма откровенные песни которых мало кого смущали, и напротив – привлекали ещё больший интерес к их исполнительницам. Несмотря на такой нрав, алмеи не считались «падшими женщинами», а наоборот – нередко участвовали в семейных празднествах, даже могли выходить замуж. При этом для мужчины жениться на бывшей куртизанке было совсем не зазорно.
Праздник не мог считаться праздником, если на нём не присутствовали эти красавицы, которые становились главным украшением и которых неизменно ожидала с замиранием сердца вся мужская часть собравшихся. В воспоминаниях очевидцев танца алмей немало завуалированного желания, что вызывали эти женщины. Они описываются чувственными и свободными в своей страсти.
С началом своего выступления алмеи сбрасывают платье, оставаясь лишь в прозрачном наряде, перехваченном поясом на тонкой талии. Такой костюм не только не скрывает волнующих форм, но и позволяет бурно работать мужскому воображению. Нередко в источниках прошлого авторы поражаются раскованности алмей, что в танце нередко принимали весьма откровенные сцены, а во время пиршеств и вовсе предавались разгулу. Однако в этих строках можно заметить удивление или восторг, но никак не осуждение.
Что же особенного было в этих женщинах? Прежде всего, они были очень образованны и разбирались во всех сферах искусства. За очень дорогую плату даже могущественные правители нередко стремились к общению с алмеями, чтобы насладиться их игрой на музыкальных инструментах или пением. Однако всё это было ничем по сравнению с их танцем. Поскольку главной задачей алмей было получение богатого покровителя (и желательно – постоянного), то привлечь его можно было многообещающими движениями, за которыми скрывались страсть и бесконечная чувственность этих красавиц.
Необыкновенным зрелищем во время празднеств было появление алмей. Они знали, что эффектный выход – это уже залог успеха, а потому пробовали самые разные вариации в своих костюмах и номерах. Основными частями тела были бёдра, живот и грудь. Нередко дополнением в танце служил платок, который женщина легко перебрасывала в руках, показывая лёгкость движений.
Мужчины-танцовщики
Как ни странно, но танцы эти родились изначально в мужском варианте. Кочевники Алжира в древности нередко устраивали сборы в честь праздников. Во время них устраивался ритуальный мужской танец, который был обращением к божествам. Во время него мужчины демонстративно сражались на саблях, играли оружием, совершали ритмичные синхронные движения.
Женщины же, что присутствовали на действе, часто добавляли к общей хореографии движения бёдрами и потряхивание грудью. Впоследствии часть движений сохранилась, что-то добавилось и получился очень соблазнительный вариант искусства алмей.
10-летние девочки, пистолеты и танцы
Конечно, пригласить алмей в своё дом для исполнения танца было привилегией лишь самых знатных особ. До нашего времени сохранилось несколько воспоминаний европейцев, что гостили у алжирской знати и видели знаменитый танец.
Француз Ле Ру в своём описании сначала поражается тому, что все исполнительницы были очень юны. Самая младшая из них казалась девочкой лет десяти. Хрупкость юных тел, обёрнутых в длинные наряды, нежные лица, расписанные не только косметикой, но и красками, многочисленные украшения. Они казались испуганными и смущёнными, однако европеец не догадывался, что сама постановка танца была заранее оговорена с хозяином.
Когда один из присутствующих на празднике (что было главной идеей выступления), схватил пистолеты и выстрелил, девушки в мгновение преобразились. Теперь музыка и движения их стали активнее и живее. В своём танце они напоминали амазонок, что не просто двигались, а ещё и сражались друг с другом. Эффект был потрясающий, а во многом этому способствовала неожиданность, что стала основой постановки.
Танец как лекарство от головной боли
Алмей с самого детства приучали к тому, что жизнь девушки неразрывно связана с танцем. Как и у многих племён, обитающих в окрестностях Сахары, алжирские алмеи почитали танец как средство исцеления. Нередко при возникшей головной боли или недомогании девушек заставляли подниматься с постели и танцевать едва ли не до потери сознания. Как ни странно, после этого танца-«пытки» всё проходило. Подобные верования стали основой других. Существовало поверье, будто юные танцовщицы распространяют энергию молодости и здоровья, а потому особым успехом они пользовались у пожилых знатных мужчин.
Алмеи приобрели такую популярность, что в Алжире даже существовал передвижной театр, что изображал этих женщин. Правда, облик их в исполнении танцоров не всегда был лицеприятен и скорее базировался на том, что эти женщины совершают непристойные движения во время своих выступлений. Но, как бы то ни было, всеобщее признание и даже популярность эти танцовщицы действительно получили.
Алмей нельзя назвать обыкновенными куртизанками, не сыгравшими никакой роли в истории. Они подарили людям своё искусство, которое во многом сохранилось, перейдя как «наследство» алмей нам. Удивительные восточные танцы ещё множество лет будут служить вечным напоминанием об этих страстных служительницах искусства.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world) и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.