Найти тему
Platforma

Уличные музыканты. Кто они и почему вышли на улицу?

Культура уличной музыки в Волгограде, впрочем, как и любая другая культура, находится в зачаточном состоянии. Молодые люди абсолютно разных возрастов выходят на самые проходимые места в центральном районе, чтобы представить прохожим свое творчество. Реакция у горожан на музыкантов абсолютно разная, как и у полиции. Мы решили пройтись по главным музыкальным точкам города, чтобы узнать истории этих ребят и выяснить, что же заставило их выйти на улицу.

Начать мы решили с отправной точки в районе Ворошиловского Торгового центра, поскольку именно она является чуть ли не самой популярной у музыкантов города. Как раз трое ребят играли что-то из Сплина.

Ярослав, Никита и Арина. 16-18 лет. У Ворошиловского ТЦ

Я занимаюсь около семи лет именно гитарой. Изначально я учился в музыкальной школе, но потом забросил. Сейчас учусь в Институте бизнеса, но вообще, хотел бы закончить музыкалку, поскольку планирую и дальше развиваться именно в творческом направлении.

Я на улице около трех месяцев. Изначально играл только для себя, но после решил подзаработать, поскольку есть знакомые, которые таким путем получают неплохой доход. Но они уже много лет занимаются уличной музыкой, а если речь идет о новичках, то очень сложно сказать, сколько в среднем в день зарабатывает музыкант, поскольку можно целый день стоять и ничего не получить. Легче рассчитать за один час, и сумма здесь может доходить до 400-500 рублей, если встать на проходимое место. Если играть на выходных, то за 40 минут можно заработать 700 рублей.

Мы играем то, что нравится людям, то, что сейчас популярно. Например, Сплин или Ляпис Трубецкой. Делаем акцент на российской музыке, поскольку иностранная не пользуется популярностью у прохожих. Кроме Биттлов с «Yellow submarine». Если говорить о наших музыкальных предпочтениях, то они разнятся, поэтому мы и не можем создать совместную группу, и выступаем сейчас по очереди.

С полицией никакого недопонимания нет. Бывает, что полицейские иногда просят что-нибудь сыграть. Иногда просят передислоцироваться в другое место, чтобы не мешать прохожим, но не более.

Очень много знакомых, которые начинали с улицы, сейчас собрали свои группы и играют на более масштабных площадках. Чтобы уличному музыканту уйти с улицы, достаточно набрать много полезных знакомств, которые помогут уйти, например, в бары. В среднем, чтобы перейти в бар, то нужно отыграть на улице несколько лет. При этом те, кто смог сделать такой скачок, не оставляют уличные выступления.

Собирать деньги у прохожих называется «стоять на шапке». Обычно, этим занимаются наши друзья. Весь доход мы делим поровну. Я уверен, что можно прожить только на доход от уличных выступлений, поскольку я так и живу.

Прохожие очень по-разному относятся к нашей деятельности. Некоторые улыбаются, поддерживают деньгами, а некоторые проявляют агрессию со словами «иди работай». Но мы стараемся никак на это не реагировать, ведь эти люди посвящают себя нелюбимой работе, зарабатывают фиксированный доход. А мы зарабатываем, сколько хотим и нам нравится такая жизнь. Мы уже научились дистанцироваться от этого негатива.

Наши родственники очень по-разному относятся к нашим выступлениям. Например, моя сестра (Ярослава. – Прим. ред.) очень стесняется того, что я уличный музыкант. При этом она сама является домохозяйкой. Родители Арины не знают, чем она занимается, но если бы узнали, то восприняли бы негативно, так как для них такая деятельность является унижением, ведь многие нас считают попрошайками. А вот у Никиты мама поддерживает его выступления и дает советы.

У уличных музыкантов есть свою тусовка. Мы собираемся, проводим время вместе, веселимся. У нас нет никакого соперничества.

Максим 23 года. Переход на улице Мира

-2

Я занимаюсь музыкой с 14 лет, и как только научился немного играть, так сразу вышел на улицу. Я являюсь самоучкой и не заканчивал никаких музыкальных школ. И несмотря на это, умею играть не только на гитаре, но и на басе с барабанами.

Помимо уличных выступлений, я играю в таких волгоградских барах, как «Подъезд». И периодически отправляюсь на фестивали. Если музыкант хочет перейти на барные площадки, то ему стоит пробовать устраивать свои концерты. Это не так трудно обеспечить, на самом деле. Владельцы тематических баров всегда положительно относятся к таким инициативам.

Я больше люблю играть в переходе из-за акустики. Акустика для музыканта – половина успеха. Если выходить «на поверхность», то приходится брать с собой необходимую аппаратуру. С ней я выступаю на Комсомольской, у Пирамиды и у Ворошиловского ТЦ.

Если вы хотите заработать своим уличным творчеством, то стоит попробовать это сделать в каком-либо другом городе. Например, в Дагестане. Не так давно за один день игры мы заработали там около 5 тысяч. Такие суммы там набираются из-за полного отсутствия уличных музыкантов. В Волгограде же такая тусовка живет уже много лет. Вообще, даже на этот доход одному прожить можно. Но когда появляется семья, то уже не хватает и приходится отправляться в другие города. И вот с такими командировками уже набирается заметно больше, чем у 18-летних ребят с Пирамиды.

С полицией у нас есть проблемы. В самом переходе нас не трогают, но когда выходишь играть на улицу, то могут забрать в отделение на сутки по статье «попрошайничество». Но все зависит от полицейских, от их настроения. Они говорят, что необходимо разрешение на аппаратуру, но проблема в том, что такого разрешения в принципе не существует.

Мы играем только то, что нам нравится, но в более легкой форме, ведь эта музыка не для всех. Например, Ария или Кино.

Родители больше относятся к нашей деятельности отрицательно, чем положительно. Но они уже ничего не могут нам сделать. Денег лишить они уже не могут, поскольку уже лишили.

Уличная музыка в Волгограде находится на низком уровне, поскольку у музыкантов нет стимула к развитию. Нас никак не поддерживают, не поощряют. И не видно ничего, что можно было бы достигнуть даже через несколько лет.

Если бы мы имели возможность помочь уличным музыкантам, то, в первую очередь постарались бы создать условия, при которых полиция музыкантов перестанет трогать. Нам нужна творческая свобода, а не постоянные гонения. Мы ведь не попрошайки.

Вадим «Павлин», 20 лет. Остановка «Комсомольская»

-3

Мое прозвище пошло от занятий с капоэйры. Павлин же ничего не умеет делать. Ни петь, ни плавать. У него есть лишь красивый хвост. Вот и я ничего не умею, кроме как петь и красоваться.

Я занимаюсь музыкой полтора года, а на улице нахожусь около года. Я знал всю тусовку уличных музыкантов, поэтому и пошел туда. Мне нравится формат, при котором ты играешь, а за это тебе дают деньги. Это же и заработок, и ты приобщаешь людей к музыке. Очень приятно, когда за это благодарят рублем.

Музыканты – самый суеверный народ. Например, если кинули первую бумажку, неважно какой ценности, то необходимо провести её по струнам.

Волгоград – очень «заасканный» город, здесь люди уже привыкли к тому, что вечером они идут с работы, а рядом играет уличный музыкант. Если поехать в другой город, то можно заработать намного больше, поскольку для людей это будет чем-то новым. Поэтому в Волгограде, в самый удачный день я могу заработать только 1600 рублей. В сравнении с Москвой, конечно, это копейки.

Я выбираю место своего выступления в зависимости от некоторых факторов. Изначально я иду на Комсомольскую и смотрю, играет ли кто-нибудь здесь. Затем обращаю внимание на погоду. Если она пасмурная, то лучше выбрать место, где можно спрятаться от дождя. Ну и от праздников надо отталкиваться. Например, во время народных гуляний лучше стоять у торговых центров. Лично меня больше привлекает «Комса», поскольку мой университет находится рядом. Я после пар прихожу сюда и немного зарабатываю на обед и проезд.

Вообще, я хочу быть актером. Еще со школьных времен я играю в театре, участвую в конкурсах чтецов. А пошел на техническую специальность, поскольку она может пригодиться в жизни. Да и в момент поступления из города я был не готов уезжать, а наши театральные просто отвратительны.

Вся наша музыкальная тусовка в возрасте от 20 до 25 лет. Мы все хорошие друзья и прекрасно проводим время. Однако, у нас есть конкуренция за точки. Кто первым успел занять, тот и играет на самых людных местах. Но, например, в переходе у Диаманта в Тракторозаводском районе все расписано по часам. Чтобы там поиграть, необходимо заранее подавать заявку. Бывает обидно, когда на твоем месте уже кто-то играет и приходится искать другое место. Самыми популярными локациями для выступления в городе у нас являются: остановка на Комсомольской, переход на улице Мира, переход у вокзала, точки у Пирамиды и Ворошиловского ТЦ.

Моя мама не хочет, чтобы я играл на улице, поскольку она считает это попрошайничеством. Но как по мне, конечно, я занимаюсь именно творчеством. Однако не стоит и забывать, что это дает неплохой заработок.

Помимо популярного контента, я играю и свои песни, которых у меня две. Обычно играю русский рок, в основном Егора Летова. Я играю то, что мне по-кайфу. Как мне недавно сказали «играй не то, что от тебя хотят услышать, а то, что вставляет именно тебя. И если тебе это по-настоящему понравится, то ты невольно заразишь своим зарядом и других».

У меня ни разу не было проблем с полицией. Иногда просят играть «без шапки», чтобы это не выглядело попрошайничеством. Но я знаю, что многих моих приятелей прогоняют и забирают в отделение. Но раскрою небольшой секрет, если положить чехол от гитары, то это уже не является попрошайничеством.