Найти тему

Мистик Гоголь VS безумный гений Эдгар По

Литература ужасов или проще говоря страшные рассказы, родились в туманах Англии в замках загадочной Шотландии и в быстро развивающихся Штатах. Только вот в России, в отличие от других стран, это направление не получило большого развития. В 19 веке писатели и поэты были больше увлечены сентиментализмом и романтизмом: истории о любви, героизме и авантюризме.

А вы вообще можете припомнить хоть какие-нибудь страшные рассказы русских писателей?

Гоголя многие знают только из школьных произведений, которые нас заставляли читать. “Шинель”, “Ревизор” и “Мертвые души”. Название последнего вообще рождает в голове ребенка мистические образы, но он быстро понимает, что к ужасам это не имеет никакого отношения. Но мистика все же проскальзывает яркой украинской нитью в творчестве Гоголя.

-2

Считается, что именно его сборник произведений “Вечера на хуторе близ Диканьки” дал толчок к развитию литературы ужасов в России.

“Майская ночь или утопленница” отражает жанр в полной красе, а вышедший немногим позже рассказ “Вий” считается чуть ли не самым страшным произведением.

Интересно, что рассказы Гоголя не были его задумкой, в чем он сам честно признается. Например о “Вий”:

“Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.”

То, что послужило толчком к развитию, по сути не было реальным творчеством. Сам Гоголь впоследствии называл эти рассказы незрелыми. Это лишь наброски и попытки заслужить внимание петербургского общества.

-3

После переезда из Полтавской губернии дела пошли совсем не так хорошо, как он ожидал. Но Гоголь быстро понял, что истории из Малороссии имеют большую популярность и интересуют читателей. Мать по его просьбе, отправляла ему письма с множеством легенд и историй, украинских имен и описаний национальной одежды.

Из-за таких произведений Гоголь запомнился многим скорее как писатель сатиры. В таком контексте его страшные персонажи выглядят вышедшими из сказки или с какой-то картины, что даже немного мило. В них как будто и есть желание напугать читателя, но получается ли это?

Канва рассказов - это противостояние героя и “чудовищ” - ведьм, русалок, чертей.

-4

После “Вечера на хуторе...” Гоголя стали называть мистиком, что повело за собой множество споров. Личность Гоголя была выдающейся и немного таинственной. Он казался классическим сатириком, но с другой стороны был религиозным мыслителем и даже автором некоторых молитв. Он был верующим человеком, да настолько, что считал невозможным отделить церковь от государства.

Гоголь уверовал в то, что он должен поучать и наставлять на путь истинный. Герои в рассказе “Вий”, обсуждая страшную и трагическую смерть их друга Хомы, произносят со вздохом: “Так ему бог дал!”. Здесь и в других рассказах проскальзывает с одной стороны какой-то фатализм - так уж сложилось, с другой - вера в божественную кару.

Но, что интересно, нет самих поучений. Тот же герой Хома не вел распутную жизнь, не крал и не исполнял один за другим смертных грехов, за которые мог бы так расплатиться.

Пожалуй, единственный рассказ, в котором нет забавных чудовищ, это “Портрет”.

-5

Это и понятно, его уже нельзя назвать юношеской попыткой, это же почти настоящий, подлинный Гоголь. Но даже здесь героя не наказывают за грехи, которые он совершил. Ведь он начинает грешить уже после того, как дьявольский портрет открыл ему мир богатств, и золото, как это обычно бывает в рассказах да и в жизни, наверное тоже, помутило его разум.

Вообще, изображенные лица сложно назвать повторением действительности даже в более зрелых произведениях Гоголя: это все те же мифические персонажи и надуманные характеры, которые впоследствие становились нарицательными именами.

А вот рассказы “безумца” Эдгара По, который родился и творил то же время, что и Гоголь, являются полной противоположностью.

-6

Развитый в то время готический романтизм оказал на него большое влияние. Этим объясняются мотивы его начального творчества: смерть, разочарование, упадок, а чуть позже: смерть и любовь. Но это больше имеет отношение к его поэзии. По больше прославился - как при жизни, так и после, своими “страшными” рассказами.

Его интересует глубокий психологический анализ героев. Для него характерен сюжет, отражающий мрачную атмосферу в душе главного персонажа, катастрофические события, смерть и страх. Если у Гоголя человек выступает против мифических чудовищ, то здесь герой сталкивается и пытается бороться, весьма безуспешно стоит сказать, с собственными страхами.

По как бы пытается разгадать суть природы человека, помещая его в некомфортные, пугающие условия. Его интересовал страх смерти, одиночества, безумия и это находит отражение во многих рассказах, таких как “Падение дома Ашеров”, “Морелла”, “В смерти - жизнь”.

Экранизация "Падение дома Ашеров" 1960 г.
Экранизация "Падение дома Ашеров" 1960 г.

Еще одна загадка, которая интересовала По, было врожденное саморазрушение, свойственное человеку. Он даже дал этому название “бес противоречия” - тяга к нарушению запрета и балансирование на грани.

Самыми яркими примерами являются “Черный кот” и “Сердце обличитель”. Мотивы, которые движут героями невозможно хоть как то объяснить рационально. Простые мысли, терзающие сознание, находят выход в чудовищных поступках. Даже сами герои не в состоянии оправдаться.

“Негодяи! - возопил я. - Будет вам притворяться! Я сознаюсь!.. оторвите половицы!.. вот здесь, здесь!.. это стучит его мерзкое сердце!”

“Сердце обличитель”, Эдгар А. По

Характеры персонажей, а кстати очень часто рассказ пишется от первого лица, неестественные, напряженные, со сложным психологическим портретом.

По помещает их в замкнутое пространство: как в прямом, так и в переносном смысле. Если в произведениях “Колодец и маятник” и “Маска красной смерти” герои оказываются запертыми в замке и комнате пыток, то в произведениях “Черный кот” и “Сердце-обличитель”, По запирает человека внутри самого себя - он как бы не может выбраться из собственноручно построенного психологического плена. Сознание героя также оторвано от внешнего мира и сконцентрировано на себе.

-8

В произведениях По интересна игра как с пространством, так и со временем. Совершенно непонятно, сколько часов проходит между началом падения человека, его агонией и смертью. Часто время измеряется лишь ночами - ночь выступает здесь и как страж тьмы, и как временной промежуток, страшный, темный и тяжелый.

Готический романтизм оценили еще при жизни По. Его слава пришлась на эпоху Серебряного века в России. Читатели жаждали экспериментов и По, подаривший миру новое детективное направление и психологические новеллы, пришелся по вкусу обществу. Его сложные характеры, критические до надрыва ситуации, мрачность и таинственность запомнятся в России надолго. Творчество По оказало влияние на таких писателей как К. Бальмонт и В. Брюсов. Оба позже выпустили сборники переводов произведений, где также добавили критику и собственные высказывания.

По искренне восхищался Конан Дойль, который говорил, что все мы идем по проторенной им тропинке. Он, конечно, говорил о детективном направлении, где По сыграл большую роль. Нить повествования, сюжет, тупой полицейский и гениальный сыщик - все то, что мы привыкли видеть в произведениях о Шерлоке Холмсе, родилось в гениальной голове Эдгара По.

-9

Что касается Гоголя, то не оценить его вклад в литературу было бы грубой ошибкой. Принято считать, что он сильно повлиял на развитие сатирического творчества у Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Его незрелые рассказы о малороссийском быте с радостью читал молодой Горький, взявший их за основу в своих романтических произведениях.

А вот более взрослые произведения, по которым и нужно действительно оценивать Гоголя, внесли особый реализм в русскую литературу. Но для тех, кто ищет в его рассказах и повестях историческую основу, стоит упомянуть Набокова:

“Искать в Мертвых душах” подлинную русскую действительность так же бесполезно, как и представлять Данию на основе частного происшествия в туманном Эльсиноре”

В.Набоков “Лекции по русской литературе”

Творчество Гоголя вдохновляло русских композиторов и художников: Мусоргского, Чайковского, Репина.

Как Гоголь обогатил русский язык, так Эдгар По зародил детективные романы и психологические новеллы.

Если вам хочется прочесть что-то по-настоящему пугающее, вы не найдете это на полках русских классиков. Вам прямая дорога к Эдгару Аллану По.

-10