Найти тему
Душевные истории

Обещание мамы

– Но ваша Эдуарда – овощ…

– Никогда не видела, чтобы овощи улыбались!

На советы оставить дочь в больнице Кей О’Бара говорила: «Нет, я обещала. Да и кому она там нужна?»

Тогда, в девяносто шестом, ее показали в самом конце передачи Опры Уинфри. Шоу было посвящено людям в коме. Акцент делался на сложностях реабилитации пришедших в себя пациентов и хлопотах для родственников. Кей же решительно заявила: «Для меня это не наказание, а честь. Служить другим – привилегия. С самого детства я хотела выйти замуж, родить двух дочерей и дожить до седин. Все сбылось. Я абсолютно счастлива!»

Действительно, сбылось, хотя мало кто на ее месте смог бы рассказывать о жизни с таким оптимизмом и без малейшей жалости к себе.

В начале января тысяча девятьсот семидесятого года Эдуарда, шестнадцатилетняя дочь Кей О’Бара, впала в глубокую диабетическую кому. За несколько минут до этого, в больнице, Эдуарда спросила:

– Ты же меня не оставишь, мамочка?

– Конечно, нет. Обещаю!

Кей вспоминала, что никогда прежде Эдуарда не называла ее «мамочка» – только «мам» или «мама».

Кей уволилась из школы, где преподавала математику, и отдала все силы заботе о дочери. Каждые два часа, двенадцать раз в сутки, – покормить чрез трубку, каждые четыре – проверить показатели сахара и ввести лекарство, несколько раз за день – перевернуть. Быть всегда рядом, потому что надежда не умирает и Эдуарда может проснуться.

Эдуарда провела в коме сорок два года. 42. Кей ухаживала за ней до самой своей смерти в две тысячи восьмом. Перевернуть (за все время не было ни одного пролежня), сделать инъекцию инсулина, покормить, почитать ей книгу, рассказать, что происходит... Ни разу не спать больше полутора часов кряду и только в кресле у постели дочери. Ни разу не отойти надолго, не уехать, не прогуляться по магазинам… Только однажды Кей рассталась с Эдуардой на десять дней – попала в больницу с сердечным приступом, но, как только смогла ходить, сразу вернулась домой.

При никудышной страховке денег на медицинские расходы катастрофически не хватало. Кей с друзьями проводила кампании по сбору средств, просила о помощи, влезала в долги. Был момент, когда количество кредитных карт перевалило за тридцать… А средств все равно не хватало.

Тяжело заболел и через шесть лет умер муж. Не выдержало сердце. Он очень горевал об Эдуарде и сокрушался, что не может ничем помочь, не может – из-за собственного плохого здоровья – хотя бы обеспечить семью.

Через несколько дней после его смерти младшая дочь, Коллин, бросила матери своего новорожденного сына и стала бродяжничать.

Муж – в могиле, одна дочь – в коме, другая – в тюрьме за наркотики.

– И вы утверждаете, что счастливы?

– Да, я ведь просто хотела двух дочерей, и я готова помогать им, чем нужно.

Кей не только заботилась о родных, но и своей жизнерадостностью вдохновляла всех, с кем соприкасалась. Люди шли к ней в дом, точно в место паломничества, за воодушевлением и внутренней силой. Среди посетивших дом О’Бара были многие известные личности: Билл Клинтон, губернатор Флориды Джеб Буш, певец Нил Даймонд и другие.

Коллин потом вернулась к нормальной жизни и после смерти матери ухаживала за сестрой. Эдуарда, хотя так никогда окончательно и не пробудилась, смогла открывать глаза и улыбаться. А знаменитый психолог и оратор Уэйн Дайер (Wayne Dyer) написал про О’Бара книгу «Обещание есть обещание» (A Promise is a Promise) и отдал полученный гонорар Кей для погашения долгов.

И все-таки… Не год. Не десять. Даже не тридцать…