Найти тему
FISHNET.RU

Рыбная мука -угроза рыбным ресурсам

Проблемы рыболовства в странах западной Африки, связанные с недостаточным регулированием промысла, ННН-промыслом, пиратскими набегами иностранных судов на зоны отдельных стран, неэффективным, иногда варварским использованием живых морских ресурсов, неоднократно поднимались различными природо-охранными организациями. Во всех бедах чаще всего винят китайские, корейские, российские суда; иногда вспоминают о крупнотоннажных траулерах «пылесосах» стран ЕС. Об этом сообщает Fishnet.ru.

Не всегда эти обвинения объективны, но проблемы действительно существуют и просто отмахнуться от них нельзя. Тем более, что количество фигурантов, несмотря на все усилия, не уменьшается, а наоборот увели-чивается.

На днях, например, появилась информация о наложении штрафов на 20 турецких судов в Мавритании. Суда, как сообщается, оштрафованы за несоблюдение условий мониторинга. Предположительно турецкие рыбаки выключали аппаратуру позиционирования, становились невидимыми для контролирующих приборов и рабо-тали в запрещенных районах.

Турецкие суда в Атлантическом океане – это новое явление в рыболовстве. Никогда раньше турецкие рыбаки не выходили за пределы Черного и Средиземного морей. Там, у своих берегов они себя чувствуют «как рыба в воде» и по-видимому не очень озабочены соблюдением правил.

По мнению некоторых экспертов турецкие рыбаки имеют обширную историю незаконного рыболовства, в том числе промысел без лицензий, вылов мелкой рыбы, несоблюдение условий лицензий. Так в период 2009-2010 гг. в Грузии (включая Абхазию) было арестовано 32 турецких судна за несоблюдение правил рыболовства (The University of British Columbia (The marine fishery catch of Georgia (including Abkhazia), 1950-2010 Aylin Ulman and Esther Divovich, 2015).

Турецкое рыболовство в Черном море

До начала 90-х годов прошлого века в бассейне Азовского и Черного морей действовала система междуна-родного сотрудничества в сфере рыболовства, координировавшая деятельность части причерноморских стран — СССР, Румынии и Болгарии. Международный договор о рыболовстве в Черном море с участием всех прибрежных стран так и не был заключен. После распада СССР, вместе с появлением новых «хозяев Черного моря», изменились и правила игры. Вернее, появилась возможность сыграть без правил, чем воспользова-лась Турция.

По данным FAO за последние двадцать лет эта страна более, чем удвоила объемы добычи всех промысловых объектов в Черном море, доведя вылов к 2011 году до 554 тыс. тонн, что составляет 84% от общего объема вылова всеми черноморскими странами.

Примерно половина турецкого вылова до 2012 года приходилось на хамсу - европейский анчоус (Engraulis encrasicholus ponticus) – 250-300 тыс. тонн. Начиная с сезона 2012-2013 гг. вылов анчоуса находился в диапа-зоне 150-200 тысяч тонн, а в последнем сезоне упал до 100 тысяч (предварительные оценки).

Укрепление рыболовных позиций Турции в Черноморском бассейне произошло во многом из-за отсутствия международного регулирования и масштабной программе турецкого правительства по поддержке рыбной промышленности, которая позволила увеличить рыболовецкий флот с нескольких сотен до более чем полу-тора тысяч современных судов.

Турецкие сейнеры работают в Черном море в своих водах, а также в водах Грузии и Абхазии. Уловы направ-ляются в основном на производство рыбной муки и жира.

Сведений о деятельности турецкого флота и в собственных водах, и в водах ближайших соседей очень мало. Информация о выловах в водах Грузии и Абхазии в статистике ФАО обрывается 2005 годом.

Грузино-абхазский конфликт и военные действия на территории Абхазии в начале 90-х годов позволили турец-кому флоту вести промысел в водах этой территории без каких-либо ограничений и контроля. Директор Ин-ститута экологии Академии наук Абхазии Роман Дбар считает, что «бесконтрольный вылов рыбы в 90-е годы в территориальных водах Абхазии турецкими компаниями привел к уничтожению мерланга, калкана, горбылей, осетровых, морского петуха, катрана. Сейчас эти виды рыб вообще не встречаются в абхазских водах. Турец-кие сейнеры с помощью кошельковых неводов и разноглубинных тралов с 1993 по 1998 год выгребли все, что обитало на дне и в толще воды"

Стабилизация военно-политической обстановки в зоне конфликта позволила и грузинской и абхазской стороне приступить к формированию рыболовной политики и осуществлению минимального контроля. В Грузии, а позднее и в Абхазии была введена система лицензирования и распределения ресурсов между национальными (не иностранными) компаниями. Однако национальные компании не имели и не имеют до сих пор флота, спо-собного облавливать анчоус в промышленных масштабах, в связи с чем им было разрешено арендовать ино-странные суда. Эта практика осуществляется до сих пор.

Министерство сельского хозяйства Турции (MARA) опубликовало количество турецких судов с 2002-2009 года, лицензированных для промысла в Грузии; в среднем оно составляло 46 единиц в год, а количество транс-портных судов составляло в среднем 14 в год или примерно одно транспортное судно, работающее на три кошельковых сейнера. Очевидно, что эти цифры включают только легальные суда.

Ссылаясь на беседы с некоторыми турецкими капитанами исследователи The University of British Columbia утверждают, что одно турецкое судно за сезон (3 месяца) в этих водах добывало 10-20 тыс. тонн анчоуса. При том, что количество судов составляло более 40 единиц, а общая квота всего примерно 75 тыс. тонн.

Капитан одного из турецких транспортных судов рассказал, что за три месяца путины он совершил 23 рейса в пограничный турецкий порт Hopa, доставляя в среднем 100 тонн анчоуса за один рейс (2300 тонн за сезон). Эта рыба не учитывалась в уловах Грузии или Турции, также, как и изготовленная из неё рыбная мука и жир.

В начале 2000-х годов турецкие компании изменили тактику, приступив к созданию контролируемой промыш-ленности по переработки анчоусов и в Грузии, и в Абхазии. В настоящее время в Грузии квотами на промысел анчоуса располагают 6 компаний, за которыми, как считает руководитель Союза рыболовов Грузии Георгий Тушмалишвили, стоят турецкие партнеры.

В Абхазии квоты выделяются девяти компаниям, семь из которых – совместные абхазо-турецкие жиромучные предприятия, а две – 100% турецкие фирмы.

И грузинские и абхазские компании арендуют турецкие суда. В Грузии им разрешено работать на расстоянии 300 метров от берега, в Абхазии – 500 метров от берега. В сезон 2016-2017 только в Абхазии было оштрафо-вано 11 турецких судов, в основном за нарушение зоны (промысел ближе 500 метров от берега). Контроль в зоне Абхазии по договоренности осуществляет береговая охрана России.

Главный эколог Абхазии Савелий Читанава считает, что во всем Черноморском бассейне наблюдается ката-строфическое падение рыбных ресурсов: в Турции в сезон 2016-2017 гг планировали поймать 200 тысяч тонн, выловили всего 100 тысяч, в Грузии – на 40% меньше запланированного, в Абхазии выловлено всего 10763 тонн, хотя первоначально был установлен Общий Допустимый Улов (ОДУ) 51 тыс. тонн. В этих странах турец-кие компании добывают почти 100% анчоуса. Небольшие выловы местных кустарных компаний находятся в пределах статистической погрешности.

Результаты последнего сезона (2016-2017 гг), завершившегося в марте 2017 года, особенно показательны в Абхазии.

Влияние турецкой аквакультуры на рыболовство

Турция – крупнейший производитель аквакультуры в Средиземноморье, и вторая после Норвегии страна по объемам выращивания рыбы в Европе. К 2023 году (столетие Турецкой республики) производство рыбы пред-приятиями аквакультуры должно достичь 600 тысяч тонн, как сообщает турецкая Государственная Организа-ция по Планированию. В 2015 году – 240,3 тыс. тонн (Eurofish).

В связи с этим потребности в рыбной муке, основном компоненте рыбных кормов, постоянно увеличиваются. При этом вылов анчоуса в Черном море и производство муки в Турции, Грузии и Абхазии в результате интен-сивного промыла очевидно снижаются, что заставляет турецкие компании искать новые источники.

В водах Мавритании турецкие суда появились в 2015 году. К тому времени в Мавритании было построено 21 предприятие по производству рыбной муки и жира. Инициаторами развития этого направления переработки рыбы были китайские компании. Китайская аквакультура также требует больших объемов рыбной муки.

Мавританские рыбомучные заводы до 2014 года

Год Кол-во предприятий Средняя мощность по сырью (т/день) Суммарная мощ-ность по сырью (т/день)

2005 1 75 75

2006 2 75 150

2007 3 100 300

2008 4 250 1000

2009 6 250 1500

2010 6 250 1500

2011 7 250 1750

2012 10 250 2500

2013 18 250 4500

2014 21 333 7000

Источник: Mahfoud Ould Taleb Sidi, ISSM

Идея оказалась весьма привлекательной для мавританских предпринимателей. В условиях Мавритании строи-тельство таких заводов не требует больших средств. Фактически это просторные ангары без теплоизоляции. Основные затраты – это собственно сама рыбомучная установка. В зависимости от производительности она может быть полностью готовой, либо состоит из нескольких узлов. Сборка и наладка занимает очень не-большое время.

Китайские компании поставляли оборудование в кредит в счет будущей продукции. От мавританских бизнес-менов не требовалось вообще никаких усилий, поскольку строительство, монтаж и эксплуатацию брали на себя китайцы. Примечательно, что турецкие компании в Грузии и Абхазии действовали точно так же.

Однако китайцы не смогли обеспечить поставку сырья для мучного производства. Арендованные для этих це-лей суда европейской постройки с танками RSW (Refrigerated Sea Water), которые примерно 10 лет назад начали работать в Марокко, оказались достаточно дорогими и сложными в эксплуатации.

Система охлаждения танков позволяет обеспечивать качество сырья, пригодное для выпуска пищевой про-дукции на береговых предприятиях, но стоимость такого сырья в 2 раза выше. При этом в Нуадибу немного предприятий, способных принимать на заморозку мелкие пелагические виды. Если в Марокко суда RSW по-ставляют рыбу как для заморозки, так и на муку, то в Мавритании вся рыба может быть принята только на му-ку, а это в два раза снижает показатели эффективности для судна.

Турецкие черноморские сейнеры оказались находкой для рыбомучных заводов, которых на начало 2017 года в Мавритании насчитывалось уже 30 единиц.

В Черном море хамса (анчоус) облавливается только в зимнее время, когда рыба образует промысловые скопления. Температура забортной воды редко превышает +7 градусов, что обеспечивает сохранность рыбы даже на пищевые цели без дополнительного охлаждения. Турецкие суда, построенные по турецким проектам, на турецких верфях, без охлаждения рыбных танков и прочих излишеств, тем не менее показывали результаты выше европейских. Техника замета кошельковых неводов, применяемая турками (с использованием двух кате-ров-скифов) также оказалась эффективной в абсолютно новом для них районе.

Деятельность турецкого флота в Мавритании

Согласно данным Turkish Marine Research Foundation (TUDAV), в 2015 году в Мавритании работало всего одно турецкое судно, а по состоянию на начало весны 2017 года их было уже 24, в том числе два траулера и 22 сейнера. Мавританские компании ожидают, что их количество в течение текущего года возрастет до 30 еди-ниц. Это суда от 33 до 50 метров длиной.

Суда в основном используют мелкоячеистые кошельковые невода, которыми работали и в черном море на хамсе. Уловы составляют в среднем 200-300 тонн в сутки, а рейсооборот 1-1,5 суток. Из-за отсутствия охла-ждения рыба больше не выдерживает.

Кошельковые невода имеют длину 700-1000 метров и высоту стенки 70 и более метров. При работе на малых глубинах (40-50 м) изымается все, что попало в невод, включая молодь всех видов рыбы, а также ценные виды донных рыб.

Основу уловов турецких сейнеров составляют сардинеллы, сардины и прочая мелкая рыба. Вылавливается все подряд, включая молодь скумбрии и ставриды, а также донные виды при посадке неводов на грунт.

Некоторые виды пелагических рыб, в частности сардинелла аурита, характеризуется коротким жизненным циклом (всего 5-6лет). Половозрелыми эти рыбы становятся на второй год жизни. Если в течение 2-3 лет изы-мать молодь, то, нормальное существование популяции становится невозможным. Отсутствие производите-лей приводит к прекращению воспроизводства, и популяция резко сокращается, или полностью исчезает.

В Мавритании фактически существует пока только один рыбный порт - Нуадибу на севере страны. В связи с этим, рыболовные суда вынужденно концентрируются в северном промысловом районе. В результате, рас-положенный там же Национальный природный парк D’Argen, который по определению является местом раз-множения и «детским садом» для многих видов водных биологических ресурсов, отрезан промыслом от от-крытого океана.

Молодь рыбы на выходе с отмелей попадает в сети рыбаков. Турецкие сейнеры в данной ситуации наносят несравненно больший ущерб ресурсам, чем крупнотоннажные морозильные траулеры, работающие на значи-тельном удалении от берега.

Бурное развитие рыбомучного производства в Мавритании не только подрывает запасы водных биоресурсов, но и снижает экономическую эффективность рыболовства. Одна тонна дешевой пелагической рыбы в моро-женом виде стоит примерно 700 долларов, а одна тонна муки, изготовленной из 6 тонн – всего $1070-1090/т. Цены на рыбную муку в настоящее время не самые благоприятные.

По данным «indexmundi» в марте 2017 г. цена составляла $1070/т, хотя, например, в декабре 2014 г. поднима-лась до $2390/т. То есть из одной тонны рыбы получается продукции на сумму от 178,3 до 398,3 долларов. В случае, если те же 6 тонн просто заморозить без разделки, то средняя цена составляет порядка $700/т, что в настоящее время в 4 раза выше, чем при изготовлении рыбной муки. При сортировке, разделке рыбы цены на готовую продукцию будут еще выше.

На рыбомучных предприятиях процесс производства полностью автоматизирован. Такое производство предоставляет минимум рабочих мест, в отличие от предприятия, производящего пищевую продукцию, что немаловажно для обеспечения занятости населения.

Интенсивный промысел турецких судов может не просто подорвать запасы, но и привести к полному исчезно-вению отдельных видов рыб, на восстановление которых потребуются долгие годы, как это уже произошло в водах Абхазии. Это может сказаться также на кормовой базе других, более дорогостоящих объектов про-мысла (донные виды рыб, головоногие моллюски, ракообразные) и, в связи с этим, приведет к сокращению их популяций.

Правительство Мавритании, с опозданием, но все же пытается как-то исправить перекос в ориентации на рыб-ную муку. До конца текущего года рыбомучные предприятия обязаны запустить цеха по заморозке не менее 10% поступающего сырья, а к июлю следующего года это соотношение должно быть увеличено до 20%.

Турецкие суда не имеют теплоизоляции и охлаждения трюмов, и не понятно, как они смогут обеспечить необ-ходимые для пищевой продукции кондиции сырья.