Пассажирская переправа через Кубань, работающая больше сорока лет: репортаж «Югополиса».
Все фото: © Сергей Евсюков / Югополис
Чтобы добраться на работу в Краснодар, жители адыгейского посёлка Новый используют необычный вид пригородного транспорта — катер. В нынешнем виде пассажирская переправа через Кубань работает здесь уже больше сорока лет, каждый день ей пользуется около 3 тысяч человек.
До переправы от Городского сада можно добраться пешком всего за 10 минут. С краснодарской улицы Набережной необходимо свернуть в один из переулков, ведущих к Кубани. На берегу реки, среди полуразрушенных железобетонных конструкций, расположена пассажирская пристань, от которой каждые 20 минут отправляется небольшое судно. Ещё за 10 минут, но пройденных уже по воде, оказываешься на улице Набережной посёлка Нового.
Раньше на переправе работали три катера, но сегодня два из них находятся на ремонте. В начале 80-х годов стоимость одной поездки на катере, как и сегодня, была сопоставима со стоимостью проезда на городском электротранспорте — 3 копейки.
Мало кто знает, что первым платным мостовым сооружением на Кубани был Траховский мост в Екатеринодаре, построенный в 1880-х годах и принадлежавший севастопольскому купцу Боброву. Сооружение соединяло берега реки Кубань в районе начала нынешней улицы Ставропольской. Мост был понтонным: плавучими опорами выступали несколько баркасов, пролетными строениями — бревна и закрепленные на них доски. В начале XX века мост был выкуплен екатеринодарским предпринимателем Лю Траховым. За проход и проезд по мосту взималась плата: 1 копейка с пешехода или велосипедиста, 3 копейки с конного, 5 копеек с пустой повозки и 10 — с груженой. Ежегодный доход Трахова от эксплуатации моста оценивали в 9 тысяч рублей (на сегодняшний день это около 12 миллионов рублей).
Весной 1915 года мост был сильно поврежден в результате половодья на Кубани. Последние упоминания о нем относятся к началу 1920-х годов. Во время Великой Отечественной войны на этом месте немцами был возведен временный деревянный мост. Сооружение было предназначено для переправки военной техники. После оккупации мост был разобран.
Истории сегодняшних пассажиров переправы похожи друг на друга. Почти всё население поселка Нового и аула Козет работает, учится и отоваривается в Краснодаре, и катер, курсирующий от одного берега к другому, давно перестал быть для них диковинкой.
Александра и Ярослав. Живут в Адыгее, Александра работает юристом в центре Краснодара, Ярослав ходит в краснодарский детский сад.
Ольга, бухгалтер. Живёт в посёлке Новом, каждый день пользуется переправой по дороге на работу.
Анастасия, работает удалённо на дому. Переезжает из Краснодара в Новый, на катере понемногу перевозит личные вещи.
Светлана, пенсионер. На катере добирается до Краснодара, чтобы купить продукты. Признаётся, что благодаря близости к центру Краснодара и действующей переправе цены на недвижимость в Новом до сих пор высокие.
Семён, бармен в краснодарском клубе. Переправой пользуется редко: обычно добирается до работы на автомобиле.
Для большинства жителей адыгейского берега альтернативы катеру не существует: автобусы и маршрутки из Нового в Краснодар не ходят. Переправой пользуются и те, у кого есть личный автомобиль, но нет желания каждый день стоять в пробке на Яблоновском мосту.
Старожилы посёлка говорят, что катер начал курсировать в конце 70-х годов, а до этого водное сообщение с Краснодаром осуществлялось на обычных лодках. После развала СССР переправу у Кубанского речного пароходства выкупил местный предприниматель. Согласно реквизитам на билетах, выдаваемых на причале кондуктором, переправа эксплуатируется краснодарским Фондом помощи больным онкологическими заболеваниями и СПИДом «Хоспис».