Продолжаем искать смысл жизни.
Мы уже поискали его у Греков, у великих философов и у части самых крупных религий.
Нам осталось познакомиться с небольшой частью виденья смысла жизни некоторых религий и, я думаю, можно уже делать какие-то выводы. Если Вы, конечно, не сделали их ранее и доводы моих статей не смогли Вас переубедить.
И так, начнём.
Индуизм.
Индуизм третья по количеству приверженцев религия в мире (после Христианства, а затем ислама).
Я не стану Вам рассказывать про все Индуистские школы. Если будет уж очень интересно - напишу отделенную статью. Давайте попробуем обобщить все учения в единый смысл жизни. Все школы считают главной целью спасение, достижение высшего блаженства, какое только возможно для человека. Однако из-за разного понимания природы и причин страдания, препятствующего блаженству, каждая из этих школ по-разному определяет характер высшего блага и пути его достижения.
Так же общей целю является пробуждение сознания собственного «я».
А вот дальше начинаются расхождения.
Система Джаймини говорит о карме: считает, что только дела, совершенные без всякого желания вознаграждения (то есть бескорыстно), являются спасающими как на земле, так и на небесах.
Бадараяна (Веданта) видит истинное спасение (мокшу) в познании Брахмана, который признается невидимым и недоступным для обыкновенных способностей человеческого ума.
«Философия Капилы» (Санкхья) называет высшее блаженство термином «кайвалья» (одиночество). Поскольку Капила считает причиной страдания отождествление духов с чисто объективным или вещественным, то путь к «кайвалья» видится ему в ясном различении между духом и материей, между субъектом и объектом, между пурушей и пракрити.
«Философия Йоги» также именует совершенную свободу термином «кайвалья», но делает акцент на созерцании и самососредоточении (самадхи) как на способах достижения этого. Поэтому она настаивает на некоторых духовных упражнениях, при посредстве которых душа может достигать и сохранять мир и спокойствие, а значит, освободиться от иллюзий и страданий жизни.
«Вайшешика» считает главным путём для человека познание истины: устранение ложного знания автоматически должно привести к блаженству (апаварга).
«Философия логики Готамы» (Ньяя) считает, что для состояния совершенной свободы (апаварга) характерны отречение от всех наслаждений этой жизни и неприятие наград в жизни будущей или равнодушие к ним, то есть такое же бытие, в котором, пребывает сам Брахман — без страха, без желания, без падений и без смерти.
Перевоплощение души после смерти (временное прекращение физической активности) в тела животных, людей, богов – реинкарнация является в совокупности главной жизненной целью, по мнению всех вместе взятых школ.
Буддизм.
Каждая великая культура Востока — китайская, индийская, а так же культуры Монголии и Тибета, основаны на понятии буддизма.
Основателем данного учения является Будда Шакьямуни. По его словам он достиг этой новой религии с помощью созерцания, а также медитации и это вовсе не Божественное откровение. Как сам Будда Шакьямуни высказывался: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно, тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!»
Само понятие «Буддизм» было придумано жителями Европы в 19 века. Очевидно, что такое название религии они дали из-за имени его основателя. В то время как сами многочисленные последователи данного учения называют его не иначе как «Дхарма», что означает Учение или Закон, или «Буддхадхарма», что можно истолковать как Учение Будды. Существует мнение, что невозможно понять всю мудрость и тонкость культур Индии и Китая, не познав при этом тонкостей буддизма.
Как утверждал Будда Шакьямуни, его учение - это способ самосовершенствования, а также познания самого себя. Также буддизм - это религия, в которой практически ничего не говорится о существовании высшего разума – Бога, а также о бессмертном существовании человеческой души. У буддистов есть свое видение о смысле жизни, к которому они и следуют.
Согласно учениям Будды, человеческая жизнь наполнена страданиями. Страдания являются последствием возникновения человеческих желаний. По мнению множества буддистов, именно избавление от страданий и является смыслом человеческой жизни. Они верят, что избавиться от страданий можно только одним способом, для этого необходимо достичь состояния, которое называется просветление или нирвана.
Нирвана - это состояние высшего блаженства, при котором человек не испытывает какую либо потребность в чем-то. Он не испытывает желаний, страданий и привязанностей, при этом они не влияют на события в его жизни. Также некоторые учителя в буддизме называют нирвану выходом из другого состояния – сансары.
Сансара - это череда перерождений. То есть это то состояние, в котором на данный момент находимся все мы. Находясь в сансаре, человек страдает и перерождается из одного тела в другое. При этом на ход его последующих жизней влияют результаты его прошлых действий, которые называются кармой. Хорошие действия возвращаются для человека хорошим, плохие – плохим.
Именно выход из мучительного состояния сансары и переход в состояние духовного блаженства – нирваны и является основным смыслом жизни у большинства буддистов. Достижение нирваны происходит за счет постоянной работы над собственным сознанием, а также при ведении праведной жизни в миру.
На этом мы закончим наше изучения смысла жизни. В самом начале я думал, что это будет одна статья в которой я опишу своё видение смысла жизни. Но начиная собирать материал я понял: одно маленькой пробной статьёй тут не ограничиться.
Мне, надеюсь как и Вам, было очень приятно и полезно познакомиться со столь разным представления человечества о смысле жизни. Благодаря им я дополнил картину своего мира и жить стало немного легче. До следующих статей.
К.Ант.