Этот с недавнего времени государственный праздник появился в память о событиях в России, в 1612 году. Но этому событию предшествовали потрясения, постигшие Россию в конце 16 - начале 17 веков, период, который назван в истории Смутным временем.
После смерти Ивана Грозного (1584) российским государством правил его третий сын, Фёдор I Иоаннович. Но в 1598 году он скончался, не оставив потомства. Московская ветвь династии Рюриковичей по мужской линии прекратилась. Земский собор поставил на трон шурина умершего царя - боярина Бориса Годунова. Надо заметить, что 14 лет правления царя Фёдора страной фактически управлял уже Годунов, - по данным историков Фёдор был просто не способен руководить государством, по уму и здоровью.
Еще один сын Ивана Грозного, уже от последней гражданской жены, незаконнорожденный 8-летний царевич Дмитрий Углицкий, в 1591 году умирает при невыясненных обстоятельствах, возможно убийства. Не исключено, что в этих двух смертях был замешан Борис Годунов.
В начале 17 века стал распространятся слух, что царевич Дмитрий остался жив и он, как сын Ивана Грозного должен быть царём, а не Борис Годунов. Некий самозванец, назвавшийся тем самым царевичем, объявил это влиятельному литовскому князю Вишневецкому, а благодаря связи с ним вошел в доверие к польскому воеводе Мнишек, а также к графу Рангони, который был в Речи Посполитой (Польше) представителем Римского Папы. Доверие к "подлинности" русского царевича стало таким, что в 1604 году он уже добился аудиенции польского короля.
Новоявленный наследник принял католическую веру, а польский король Сигизмунд III признал его право на царство. Но не просто так - "царевич" обещал ему после победы над Годуновым обширные земли на территории современных Украины и Беларуси, а также Смоленск. Лжедмитрий I, такое он получил своё имя в истории, был достаточно щедр на подарки, он женился на дочери воеводы Мнишек и в качестве свадебного подарка ей были обещаны Псков и Новгород. Польский воевода оценил будущий подарок и собрал ему наемное войско, состоящее из авантюристов и запорожских казаков. С переменным успехом армия самозванца продвигалась к Москве. Победа к Лжедмитрию I пришел достаточно быстро, - в апреле 1605 года скончался Борис Годунов, а его преемник, сын Фёдор, вместе с матерью были схвачены сторонниками "царевича" и убиты. Уже в июне 1605 года "царевич" торжественно заехал в столицу, где встретил всеобщее ликование, признали его большинство бояр. Большинство, да не все. Знатный боярин Василий Шуйский вместе с князьями Голицыным и Куракиным организовал переворот в мае 1606 года, в выполнении которого им помогли отряды из Новгорода и Пскова, стоявшие недалеко от столицы. Самозванец был убит, а царем стал представитель суздальской ветви Рюриковичей, князь Василий Шуйский. Но как вы поняли, это было ненадолго.
Опять появились слухи, что царевича Дмитрия, который может быть настоящий, всё-таки не убили в Москве. Под этой идеей борьбу против царя Шуйского возглавил сподвижник погибшего самозванца, Иван Болотников. Не поверите, но к его отряду примкнул еще один самозванец, некий Илейко Муромец, который заявил, он сын бездетного умершего царя Фёдора Иоанновича (см. начало истории) , царевич Пётр. В течении года шла эта война за царство, а в 1607 году остатки армий Болотникова сдались в осажденной Туле. Болотников и "еще один наследник" были в последствии казнены. Часть восставших была отпущена, но, похоже, что зря.
Двигаемся дальше. Болотникова ликвидировали, но а про царевича так и осталось непонятно, жив или нет. Организовывается новая, третья компания. Летом 1607 года появился новый, живой царевич Дмитрий, вернее Лжедмитрий II, которого поддерживала литовско-польская армия. Его поддержали многие русские города, хотя за Москвой во главе с Шуйским тоже сохранялось достаточное количество "своих" городов. Благодаря гражданской войне на Руси в 1607-1608 гг, Ногайская Орда осуществляла систематические набеги на Северские земли (район границ Беларуси, России и Украины), крымские татары разоряли центральные области страны, а с запада русские города терзали литовско-польские войска. Ко всему этому начало 17 века ознаменовалось очень неурожайными годами, холодной погодой почти круглый год, голодом, что ещё больше усиливало всеобщий хаос в России. Но терпение похоже заканчивалось.
В 1608 году поднимается национально-освободительное движение. Русские ополчения начинают освобождать города от интервентов, Лжедмитрий II лишается поддержки значительно части городов. Понимая, что своими силами не справиться, князь Шуйский заключает соглашение с Швецией, которая в обмен на часть Новгородской земли предоставила свою армию.
Когда совместные русско-шведские силы стали выдавливать отряды Лжедмитрия II из русских земель, польский король Сигизмунд III объявил войну России и осадил Смоленск. Все отряды самозванца перешли к польскому королю, но он не сдавался - бежал в Калугу, собрал новую армию и захватил даже несколько городов.
В 1610 году русско-шведские войска потерпели сокрушительное поражение в Клушинской битве, при этом часть наёмников в ходе сражения перешло на сторону поляков. Впереди перед польским гетманом Жолкевским была Москва. Узнав об этом, самозванец под номером два также двинул с юга свою армию, состоящую из поляков и казаков на Москву и расположился в Тушино, из-за чего он получил прозвище "Тушинский вор".
В результате всех последних событий рейтинг царя Шуйского был хуже некуда. В июле 1610 года он был смещен с трона путём боярского заговора и отправлен в монастырь. Было создано временное правительство, состоящее из семи бояр, семибоярщина:
Князь Фёдор Мстиславский
Князь Иван Воротынский
Князь Андрей Трубецкой
Князь Андрей Голицын
Князь Борис Лыков-Оболенский
Боярин Иван Романов
Боярин Фёдор Шереметев
Семибоярщина была создана для определения, кто же будет следующим русским царём. Перед ними стояла дилемма: либо это представитель Речи Посполитой, либо самозванец, который очень популярен в народе, который может отдать город после прихода к власти на разграбление. Выбор был сделан в пользу Польши. С гетманом в сентябре 1610 года было подписано соглашение, что бояре пускают в Москву литовско-польские войска, а русским царём, при условии принятия православия и без входа России в состав Речи Посполитой, становится Владислав IV Ваза, сын польского короля Сигизмунда III. Узнав об этом от доброжелателей, самозванец ретировался в Калугу. В конце 1610 года очередной самозванец из-за конфликта был убит собственным начальником стражи в той же Калуге.
В начале 1611 года рязанский воевода Прокопий Ляпунов стал собирать ополчение "для освобождения земли русской", началось очередное национально-освободительное движение. Во время осады города Пронска (Рязанская область) польскими войсками ему на помощь пришел воевода, князь Дмитрий Пожарский, о котором мы еще услышим. В ополчение потянулись и бывшие сторонники Дмитрия-самозванца. Тут оказались атаман Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой, которые успели "засветиться" на службе у обоих самозванцев. Появился определенный триумвират.
В феврале 1611 года Ляпунов с одной стороны, а нижегородские отряды другой, двинулись на Москву. Ополчение составляло внушительные 100 тысяч человек. К весне войска уже были у стен Москвы. Польский гарнизон, насчитывавший всего 7 тысяч, начал подготовку к обороне города, заставляя местных жителей готовить укрепления. Поднялось народное восстание, которому на помощь пришли передовые отряды, проникшие в Москву, среди командиров которых был Дмитрий Пожарский. Польский гарнизон, понимая, что он в крайне невыгодном положении, поджёг город. Большая часть домов, строений, церквей была сожжена, погибло более 7 тысяч москвичей. Поляки укрепились в Китай-городе и Кремле. К апрелю к Москве подошло основное 100-тысячное ополчение.
Подумав, что "дело в шляпе", ополчение не стало добивать поляков, а стало обсуждать дальнейшее устройство государства. Стали формировать Земский Собор (кто выбирает царя), на этапе которого мнения казаков и дворян разделились и вылились в разногласия между руководителями - воеводой Ляпуновым и казацким атаманом Заруцким. Польская сторона умело воспользовалась этой ситуацией, узнав о ней благодаря "доброжелателям", бывших ранее на службе "оживших царевичей". В июле 1611 года казакам были отправлены поддельные грамоты, в которых говорилось, что Ляпунов хочет уничтожить казачество. Ляпунов был вызван в казачий круг и зарублен. "Дворянская часть" ополчения покинула лагерь. Поляки вместе с Семибоярщиной остались в Москве.
В такой неразберихе новое, второе ополчение появилось в Нижнем Новгороде, в среде ремесленников и торговцев. Возглавил движение земский староста, Кузьма Минин. Его воззвания поддержали местные власти, посадские люди, церковь. На общем собрании города в конце 1611 года было принято решение, что на создание ополчения каждый житель Нижнего Новгорода должен сдать взнос, в обязательном порядке. Минин понимал, что для штурма города нужны военные специалисты, вспоминая, что участники первого ополчения не смогли взять всю Москву, так как не смогли преодолеть стены Кремля и Китай-города. На следующем сходе был выбран и воевода, который возглавил будущее ополчение. Им стал уже известный нам князь Дмитрий Пожарский.
В отличии от первого ополчения здесь все было по уму, был строгий учет средств от сборов, поиск добровольцев в других городах. К июлю 1612 года, в Ярославле, состоялось окончательное формирование войск ополчения. Был создан "Совет всея Руси", в которой вошли представители знатных княжеских родов. Возглавляли Совет Минин и Пожарский. Подготовились ополченцы и в дипломатическом плане. Они добились мирных отношений с Швецией и её марионеточным Новгородским государством, со Священной Римской империей. Польский король Сигизмунд III уже не мог заручиться их поддержкой.
Узнав о очередном ополчении, к Москве двинулся великий гетман литовский Ходкевич во главе 12-тысячного войска. Атаман Заруцкий, стоявший у стен Кремля со времен первого ополчения, спешно покинул лагерь и направился в Астрахань. Им были отправлены казаки в лагерь ополчения с целью убийства Пожарского, но покушение не удалось. Князь Трубецкой же со своими отрядами, осаждавшими всё это время Москву, вошел в состав Второго ополчения.
Московская битва, которая происходила 1-4 сентября (по григорианскому стилю) 1612 года, окончилась победой ополченцев. Против 12 000 воинов литовского гетмана и 3 000 польских солдат гарнизона в Кремле у ополченцев было 8 000 человек под руководством Пожарского и 2 500 казаков Трубецкого. Трубецкой часто занимал выжидательную позицию, не давая приказа казакам вступать в бой, но в итоге всё обошлось. На финальном этапе часть поляков перешла на сторону ополчения. Гетман Ходкевич развернулся к границам России. Остался лишь гарнизон в Кремле и изменники-бояре в Кремле.
В первых числах ноября 1612 года Китай-город был взят приступом. У осажденных был катастрофический голод, поляки стали выгонять из Кремля боярские семьи и обслугу. На два предложения о добровольной сдаче и сохранении жизней поляки ответили высокомерным отказом. Но позднее командование гарнизона подписало капитуляцию и выпустило всех бояр. 7 ноября остатки гарнизона в Кремле сдались ополчению Минина и Пожарского. Москва снова стала русской. Князь Пожарский вступил в освобожденную Москву с Казанской иконой Божией матери. А в феврале 1613 года на Земском Соборе был выбран первый русский царь из династии Романовых - Михаил Фёдорович.
Позже, в 1649 году, царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией матери не только летом, но и 22 октября по старому стилю, в память от избавлении Москвы от польских интервентов. Тогда же у него родился первый сын, Дмитрий Алексеевич. С 1918 года, когда Россия (РСФСР) перешла на григорианский календарь, этой дате стало соответствовать 4 ноября. С 2005 года 4 ноября стал российским государственным праздником, Днём народного единства.
Что же касается Лжедмитриев, спасшихся царевичей, то в 1611-12 гг. их было еще два (третий и четвертый),но особых успехов в попытках занять русский престол они не достигли.