Найти в Дзене
ПроАВэ

Как провалить идеальный проект

Оглавление

Статья по мотивам замечательной рассылки от одной известной компании.

Не обращайте внимание на инка, мы к нему вернемся в конце статьи
Не обращайте внимание на инка, мы к нему вернемся в конце статьи

Сейчас проведем эксперимент в нашем сознании

Дано: интегратор делает работу для клиента. Он получил вводные данные от заказчика. Они вместе разработали, обсудили и утвердили концепцию. Он разработал проектную документацию, КП, уточнил у поставщика по наличию и доступности оборудования. Всё по полученным данным, с учётом требований и пожеланий и, возможно, даже в указанные сроки. Интегратору нравится проект и как всё должно сложиться. Он учёл все пожелания клиента, в особенности те, которые сначала казались невыполнимыми. Не найдётся ни одной причины, по которой клиент не принял бы работу с первого раза.

Такой проект невозможно провалить. Но нет. Сейчас наш интегратор сделает это за несколько простых шагов. Следите за моей мыслью.

Не контролировать ожидания

Клиент ждёт отличную работу, и он прав. Наш интегратор отлично зарекомендовал себя на рынке. Конкуренты следят за каждым его шагом. Заказчик сам к нему пришел. Потом интегратор дотошно разобрался в задаче и составил ТЗ, от которого заказчик был в восторге. При каждом удобном случае и на каждом собрании клиент подчеркивал насколько важен ему проект. Даже последнее письмо в переписке заканчивается словами: «Все наши надежды связаны с вами! Мы с нетерпением ждем!»

Чувствуете? У клиента явно завышены ожидания – он представляет себе настолько прекрасный проект, который тут же остановит всех конкурентов и решит все проблемы компании, выведет его в лидеры рынка и позволит почивать на лаврах в течение продолжительного времени. Чем дальше – тем выше ожидания. Ожидания от конкретного проекта преобразовываются в ожидания от всего бизнеса. Заказчик нафантазировал не только проект, но и очередь довольных клиентов и рост… нет, колоссальный скачок прибыли.

Завышенные ожидания выглядят примерно так @Disney
Завышенные ожидания выглядят примерно так @Disney

Жаль, но ни одна работа не может воплотить такие ожидания в жизнь. Как бы наш интегратор ни старался, что бы ни делал, даже если его работа получит престижную премию в области проектирования и инсталляций, заказчик всё равно будет разочарован: «Мы ждали от вас гораздо большего».

Чтобы избежать беды, ожидания нужно не просто держать под контролем, а планомерно выстраивать. Заказчик обязан в деталях представлять решение ещё до того, как всё будет реализовано хотя бы в электронной версии. И результат должен быть не «Вау!», а «Именно так мы и договаривались».

Не «Вау!»,
а «Именно так мы и договаривались»

Оцените ожидания на своём опыте, представив себе ситуацию. В центральном парке вы видите «то самое» мороженное, которое так нравилось вам и вашим друзьям в детстве. Вспомните, с каким наслаждением вы его ели, стоя на траве школьного футбольного поля! Нууу! Вы же его сейчас купите и точно ощутите вкус детства: растаявший вафельный стаканчик, мягкий ванильный вкус пломбира и это сладкое чувство детства и отсутствия ответственности. Мммм?!..

Ну точно. Покупаете, пробуете. Хм. Вроде всё тот же вкус, а наслаждения-то нет. Вроде, похоже, но ведь не то. И уже не нужно этого мороженного и не хочется вовсе. И не радостно. Чувствуется старость, как будто лучшие годы грянули в лету, а ты так и не наелся мороженного.

Вкус, который помнишь ну прям с детства!
Вкус, который помнишь ну прям с детства!

Контролируйте ожидания клиента, чтобы не провалить идеально сделанный проект. Перегретые ожидания обесценят самую лучшую работу. И наоборот: если вы занизили ожидания и превзошли их, заказчик будет в восторге.

Держать всё в себе

Пусть, наш интегратор учел свою первую ошибку и сформировал только правильные ожидания. Со дня последней встречи с клиентом прошло три недели, и всё это время он беспрестанно занимался только этим проектом. Ровно в срок проект закончен. Исполнитель отправляет проект клиенту. И почти тут же приходит и ответ: «В целом всё ОК, но по смыслу нужно переделать».

- Как это так? Всё ж по ТЗ.

- Да, но нам это не подойдет. Видите ли, наши партнеры…

Рука-лицо! Правда?!
Рука-лицо! Правда?!

И клиент приводит вполне логичное объяснение, почему именно этот идеальный проект навредит его бизнесу. И под вопрос попадают лучшие моменты. Наш интегратор не может сдать такую работу, потому уходит всё переделывать. Судьба проекта становится туманной: у нашего интегратора уже идут следующие заказы, и переделывать этот проект он может только в «фоне».

Наш интегратор сразу принес готовую работу, не согласовывая промежуточные итоги – и это ошибка. За время ведения проекта у клиента могло произойти море изменений, включая текущую ситуацию или задачу. Клиент уверен, что у нашего интегратора телепатические способности, поэтому он сам подстроится под все изменения. Исполнителю нужно было быть всегда на связи с клиентом, он бы заранее знал, что работа не подходит.

Решение – всегда показывать промежуточные результаты. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд, ведь слишком поспешная промежуточная презентация может стоить целого проекта.

Заказчик может испугаться, думая, что ваша презентация – конечный результат, а он плохого качества. Потому, перед показом промежуточного результата создайте правильные ожидания. Объясните, для чего все это показывается, куда смотреть и чем можно пренебречь, каких решений вы ждёте.

Можно показать, к примеру, черновик предыдущих работ и что получилось. Клиент должен понять, что он получит именно тот итог, за которым он пришел к вам. Это поможет заказчику уделить больше внимания черновику.

Уточняйте ключевые моменты дважды. Не стесняйтесь: «Иван Алексеевич, мы с вами говорим о ваших партнерах. Что будет, если состав партнеров изменится? Или могут появится новые?»

Учтите опасность чернового варианта: он создает у клиента чувство, будто то, что сейчас ему не нравится, будет исправлено в чистовом варианте. Ловите эти фразы:

· «Это же потом исправится, да?»

· «Вернемся к этому на этапе чистового варианта?»

· «Это всё наброски, потому – ничего страшного»

Но обязательно покажите черновик. Чем раньше вы поймете, что у вас неправильный вектор, тем лучше.

Черновик одного из моих проектов. Единственное что есть в этой статье - моё!
Черновик одного из моих проектов. Единственное что есть в этой статье - моё!

Не презентовать

Пусть, наш интегратор показал промежуточные результаты. У заказчика верные ожидания, он уже знает наизусть чего он хочет. Доволен. Наш исполнитель уже устал ездить на встречи и обсуждать. И потому, когда всё готово, интегратор просто проводит все работы на объекте и отправляет заказчика в самостоятельное знакомство с выполненной работой. А что страшного, он же там всё видел? Нет.

Ответом приходит письмо со списком замечаний размером с «Войну и мир». И даже всё по делу, но по какой причине они появились именно сейчас, ведь должны были появиться хотя бы пару недель назад. Откуда?

А взялись они, скорее всего, от друзей и коллег нашего клиента. Он перекинул ссылку доверенным лицам и они, естественно, написали ему свои мысли. И клиент Просто переслал замечания. Проект провален, но, всё-таки, не всё потеряно.

Нужно действовать крайне аккуратно, чтобы спасти работу:

1. Не вступать в переписку. И не размахивайте соглашениями. И уж точно не ехидничайте: «Раньше надо было говорить» - это всё не в области обитания клиента

2. Перечитайте замечания, позвоните клиенту, договоритесь о встрече.

3. На встрече каждое замечание должно быть разобрано. Вам нужно понять боль клиента: за каждой фразой что-то стоит. Большинство замечаний удаётся снять сразу.

4. У вас был список замечаний – вы получили список проблем. Теперь нужно предложить решение этих проблем: что-то бесплатно, что-то – за дополнительные деньги.

5. Договориться о новом плане: что, когда и по каким условиям вы сделаете.

Ваш первый проект провален, но уже есть новый. Не провалите его. Чтобы этого не допустить, проведите итоговую презентацию. Если можете, то лично, но можно и по видеоконференцсвязи.

Смысл сдачи объекта по презентации в том, чтобы сформировать у заказчика правильные ожидания и адекватное понимание ситуации. Он будет знать, что проведённая работа, - результат вашего общего труда. Когда он это понимает, вероятность списка замечаний сокращается в разы. Но если замечания появятся, можно подойти к ним как к новому проекту, а не как к затянувшемуся провалу старого.

В презентации не нужно устраивать фейерверк. Клиент должен чувствовать себя расслаблено и комфортно – именно тогда у вас будет контакт.

Презентация всем

Наш интегратор договорился о презентации. Приходит в кабинет, приносят ему чай, он уже подключился к проектору, и тут клиент выдает: «Сейчас подойдет Ирочка из маркетингового отдела, и исполнительный директор Алексей Михайлович. Может быть, с ним будут другие руководители. Ну и я попросил нашу помощницу Ксению посмотреть свежим взглядом».

Ситуация очень опасная. В данный момент придут люди, которые совершенно не знаком с проектом. Сейчас они раскатают вашу работу по столу. Потому что их спросили, а не потому что работа плоха.

Василий Суриков. Убийство Юлия Цезаря.
Василий Суриков. Убийство Юлия Цезаря.

Угадайте, кто окажется наиболее агрессивным? Младший по рангу – будет выслуживаться перед начальством.

- Очень уж резкий оттенок, - выскажет Ирочка из маркетинга, которая прозрела в дизайне.

- Функционал уж слишком перегружен, - скажет Ксения, неожиданно раскрывшаяся как эксперт по АВ-управлению.

И заказчик от этих замечаний расстроится. Ведь раньше ему всё нравилось, а сейчас он задумается о том, что всё нужно переделать. Эти замечания конечно можно будет снять, но вот комментарий Алексея Михайловича вы точно не снимете:

- Что-то у вас ничего не работает. Я вообще не понимаю, зачем вы этот проект сделали.

Вуаля. Ваш заказчик потонул. Теперь не только вы сделали плохую работу, но и он вместе с вами. Слышите треск за спиной? Проект провалился – отматывайте назад и не допускайте эту ситуацию.

До презентации договоритесь с заказчиком, кто будет присутствовать. Возможно, вам действительно понадобится третья сторона – например, директор по продажам и развитию, который будет привлекать с помощью этого проекта новых клиентов. Берите его в команду, покажите, что его мнение важно. И было бы неплохо подключать его с первого дня к проекту.

Перед презентацией на горизонте появятся новички, в срочном порядке переманивайте заказчика на свою сторону. Заставьте его сомневаться: вдруг ему что-то не понравится. А он тут же, без особой подготовки, показывает коллегам и начальству. Каковы последствия? Ваше предложение – прежде всего, согласовать работу между собой, и потом уже проводить презентацию для широкого круга.

Аккуратно проясните, какое отношение к проекту имею эти люди. Если они будут дальше работать с вашим продуктом, то договоритесь об отдельной презентации. Если они нужны для «свежего взгляда» - нужно рассказать заказчику об эффекте фокус-группы.

Фокус-группа и её эффект

Круглый стол, за которым людям показывают новый продукт и спрашивают: «Что скажете?». Люди переглядываются между собой, осматривают продукт.

Эта картинка от одного из производителей как нельзя кстати!
Эта картинка от одного из производителей как нельзя кстати!

И понеслось:

- Я не эксперт, но мне кажется продукт неконкретен.

- Слишком бросается в глаза. Я бы не купил.

- Очень всё сложно, а сейчас в тренде простое и понятное

Люди умничают. Перед собой, перед начальством, перед коллегами. Когда спрашиваешь: «Как тебе?», человек, естественно, показывает, что он – эксперт. Ну а как ещё показать качество, если не критиковать?

Итогом этому является то, что они критикуют продукт, который купили бы в обычно жизни без вопросов. Да и критикуют не потому, что продукт плох, а потому что так принято. Ну их же спросили. Самое время покритиковать.

Иногда, клиент боится, что ему понравится, а остальным – нет. И он предлагает спросить мнение у коллег, сотрудников, конечных потребителей. Не надо на это вестись. Это та же фокус-группа. Нужно не мнение, а реальное поведение людей. А для того чтобы его получить, нужно выпустить продукт, а не ждать одобрения секретаря (не в обиду людям этой замечательной профессии).

Уйти, обидевшись

Клиенты разные. Может попасться любой: грубый, мягкотелый, трусливый, дурной. Иногда они говорят «Всё ок», а через пару дней – миллион замечаний. Бывает, задерживают оплату, требуют исполнить дополнительные работы за те же деньги; им нужно «вчера».

И когда такие клиенты попадаются, хочется простить уже все деньги, отдать все исходные материалы, просто встать и уйти. Ну и потом рассказывать коллегам, какой адовый клиент достался. Обидел и некрасиво поступил. Это профессиональное преступление.

Профессионал не обижается и не уходит. Он сдает проекты и приносит пользу. Если нужно, он по локоть залезет в бурлящий офис, достанет оттуда клиента и заставит его запустить проект.

Профессионал понимает задачу и помогает клиенту согласится с его пониманием.

Любое замечание воспринимается не как личное оскорбление, а как боль клиента. Он вскрывает причину боли и предлагает лекарство в виде решения.

Профессионал выстраивает правильные ожидания, поэтому сдает работу в нужный срок и с нужным качеством. И если что-то не так, он первым приходит к заказчику и строит новые ожидания.

Профессионал знает, что всё, что происходит с проектом – дело его рук, потому он подписывает договор, берет предоплату и тащит клиента в суд, если всё идёт совсем плохо.

Ну а обижаться - удел любителей.

P.S. А на КПДВ – первопроходец АВ-интеграции цивилизации Инки, проводивший работы на Мачу-Пикчу. Потому что АВ - это аудиовизуализация, а со звуком и визуальными эффектами на Мачу-Пикчу было очень неплохо.

Закрепим?

  1. Не контролировать ожидания
  2. Держать всё в себе
  3. Не презентовать
  4. Презентация всем
  5. Фокус-группа и её эффект.
  6. Уйти, обидевшись