Музыкант и сонграйтер Max-Freddy Marx Street рассказал порталу Muztochka.com о первой гитаре, выступлениях в нью-йоркском метро и дальнейших творческих планах.
Muztochka.com: Когда и как начался ваш музыкальный путь? Что побудило заняться гитарой?
Max-Freddy Marx Street: В детстве, во время летних каникул, я активно тренировался. В первой половине дня занимался парусным спортом, во второй - играл с друзьями в футбол. Но однажды сломал ногу. Пришлось долго скучать. С утра друзья ходили под парусами без меня, а после обеда я просто наблюдал, как они играют в футбол. А потом к нам в город приехали старшие ребята. Они уже были взрослыми. Встречались с девушками и играли на гитаре. Тогда я открыл для себя, что кроме яхт существует еще и гитара! Набрался смелости и попросил, чтобы научили меня играть. Не отказали, немного поучили, чтобы, как говорится, малой отстал (смеется).
Гитара мне понравилась с первого же момента, как только я взял ее в руки. Некоторое время спустя я подумал: “Люди поют чужие песни. Но кто-то же их сочиняет. Почему бы и мне не писать песни?”. И так пошло-поехало. Люди часто шутят: “Ну, занимаешься ты музыкой. А на жизнь то чем зарабатываешь?”. А я отвечаю: “Музыкой зарабатываю”. Почему-то не верят.
Muztochka.com: Вы учились игре на гитаре самостоятельно, или посещали музыкальную школу, репетиторов?
Max-Freddy Marx Street: Учился сам. Несколько раз ходил к репетитору. Но понял, что мне не интересно учиться играть все эти “фламенко”. Я принадлежу к тем людям, которые просто ныряют в музыку и купаются в ее океане. Тембр акустической гитары очень близок моему состоянию. При этом, не каждой акустической. Нужно определенное расстояние между грифом и струнами, немного грязи в звучании. Тогда я настраиваюсь на волну, на которой могу писать песни.
Muztochka.com: То есть, электронные гитары не признаете?
Max-Freddy Marx Street: Почему же. Признаю, когда играет кто-то другой. Мне кажется, что под звучание электронной гитары нужно немного прогибаться. И все, что ты напишешь, будет похоже на что-то уже существующее. Другое дело - акустика. Она знает меня такого, какой я есть. Она мне как друг. Знает, что в определенный момент я могу облажаться, вдохновляет меня, мотивирует идти дальше, позволяя оставаться самым собой и сохранять внутренний стержень.
Muztochka.com: Значит, акустическая гитара вдохновляет вас на написание песен. Как это происходит? Сначала появляется текст, а потом музыка, или наоборот. Либо все синхронно и одновременно?
Max-Freddy Marx Street: Иногда это второй вариант. Но зачастую я использую сначала вокал, как еще один музыкальный инструмент. Создаю мелодию, которая имела бы определенную гармонию и не пылила бы по ушам. Сперва появляются звуки, которые и без слов несут определенный смысл, потом уже текст. Не можно просто взять и сказать: “Я напишу об этом песню”. От написанных таким образом песен приходится закрывать уши. Как говорит один мой друг: “Мне нужно срочно это чем-то заслушать”. Я слышал много классных, сильных мелодий, которые были убиты одним ритмически неправильным словом. Поэтому я стараюсь придерживаться именно тех звуков, которые я услышал в созданной мелодии. Не раз пробовал менять слова, но все равно ощущалось, что это что-то не то.
Muztochka.com: То есть,все ваши тексты рождаются интуитивно?
Max-Freddy Marx Street: Да. Это такой замечательный квест! За это я музыку и люблю! Ты никогда не знаешь, куда она тебя заведет. Не знаешь, какая песня будет следующей. Не знаешь, что она может быть намного проще предыдущих песен, но получится настолько глубокой, что очарует слушателей намного сильнее того, что ты писал раньше.
Muztochka.com: Давайте, вернемся к теме музыкальных инструментов. Помните ли вы свою первую гитару? Что это была за марка? Как она выглядела?
Max-Freddy Marx Street: Да, помню! Это была “Черниговская” гитара, которая валялась у бабушки с дедушкой на чердаке. Еще с такой овальной наклейкой с лицом девушки в профиль. Тогда я мало понимал в гитарах. Инструмент был семиструнным. Друзья решили переделать его мне на шестиструнный. Что-то там надпилили, убрали. Немного помучился я с этой гитарой, пока не появилась следующая: тоже “Черниговская”, но уже шестиструнная. Потом были другие. Сейчас у меня акустический Fender. Должен признать, что акустика от Fender - не самая шикарная в плане звучания. Но мне попалась прекрасная гитара. Грязь в звучании, расстояние между грифом и струнами. Все, как я люблю.
Muztochka.com: Почти на всех фотографиях из ваших выступлений - одна гитара с двумя белыми скрещенными полосками. Это и есть тот Fender?
Max-Freddy Marx Street: Он самый. Кстати, каждая наклейка на гитаре - символична. У каждого куска изоленты, каждой наклейки - своя история. Ими отмечены определенные периоды в моей жизни, события, которые дали толчок к дальнейшему развитию в музыке.
Muztochka.com: Есть ли у вас еще какие-то инструменты кроме фендеровской акустики?
Max-Freddy Marx Street: Нет. Только она.
Muztochka.com: Пробовали ли научиться играть на других инструментах, кроме гитары?
Max-Freddy Marx Street: Пробую также освоить электронные клавишные. Но мне больше нравится работать с какими-то аранжировками. Есть люди, которые неутомимо осваивают инструменты один за другим. И это супер! Но я решил сфокусироваться именно на написании песен. Может, из-за лени (смеется).
Я знаю многих музыкантов, исполняющих нереальные вещи на многих инструментах: и на электрогитарах, и на бас-гитарах, и на клавишных. Но они, к сожалению, не могут писать. Почему так происходит - не знаю. Поэтому я решил усиленно и целенаправленно заниматься сонграйтингом.
Muztochka.com: Есть ли у вас гитара мечты? Расскажите о ней.
Max-Freddy Marx Street: Есть, но я о ней только слышал, и даже не помню марки. У моих друзей из США есть собственная студия. Их товарищ время от времени присылает им гитары на перепродажу. И вот однажды он прислал им гитару, которая звучала нереально классно без каких-либо эквалайзеров. Чтобы сохранить этот потрясающий, сочный звук, мои друзья обзвонили всех музыкантов, когда либо записывавшихся в их студии, с предложением бесплатно переписать акустическую гитару для их треков. Потом эту гитару продали.
Мне кажется, уже давно миновали времена, когда покупка гитары марок Fender или Gibson казалась чем-то нереальным. Теперь, поработав 1-2 года, такой инструмент себе может позволить каждый. Дело вовсе не в гитаре. Классный инструмент, конечно нужен. Но залог успеха - в эмоциях которые ты отдаешь людям. Качественная студия звукозаписи и крутая гитара бессильны, если твои переживания пластиковые, ненастоящие. Чтобы делать музыку высокого уровня, нужно уделять большое внимание качестве подачи.
Muztochka.com: А как вы относитесь к б/у инструментам?
Max-Freddy Marx Street: Если инструмент хороший - то почему-бы и нет! Но такой еще нужно найти. Б/у инструмент может оказаться поврежденным, или немного отсыревшим. Это негативно сказывается на качестве звучания. Бывает, б/у инструмент покупают только из-за бренда. Но какая польза от гитары с лейбой Martin & Company, если она звучит плохо?
Для людей, которым важен звук, подбор гитары - очень щепетильный и личный вопрос. Человек должен знать, чего конкретно хочет от гитары и искать. Если найдет приблизительно то, что искал, тогда должен думать, как из нее извлечь нужное звучание.
Muztochka.com: Расскажите, как создавался Max-Freddy Marx Street 6 лет назад? Чем тогдашняя музыка отличалась от того, что слышим сейчас, в вашем акустическом проекте?
Max-Freddy Marx Street: Отличия колоссальны. Тогда просто хотелось быть классным музыкантом, на которого бы все смотрели. Сейчас каждую секунду, когда делаешь музыку, понимаешь, сколько еще нужно вкалывать, чтобы достичь нужного уровня.
В том проекте, что был раньше, работала целая команда. Была скрипка, бас-гитара, барабаны, клавиши и даже виолончель. Это были очень хорошие времена, замечательный опыт. Но потом я уехал в Нью-Йорк. Перед этим мы разбежались.
В Нью-Йорке я познакомился с выпускниками из Калифорнийского университета в Беркли. Вместе мы играли на улице, делились опытом. Эти люди меня вдохновили, и я понял, что делать дальше. Должен сказать, что многому научился именно играя в подземке, а не выступая по клубам. Ведь там ты должен понять, что играть людям, когда их много и они разные, когда у тебя нет комбика и постоянно шумят поезда. Тем более, если у тебя принцип играть только свои песни, а не те, которые они знают, и за которые обычно бросают баксы.
Muztochka.com: А сколько времени вы пробыли в Нью-Йорке?
Max-Freddy Marx Street: Шесть месяцев. Я вернулся оттуда совершенно другим человеком. Мне даже сейчас кажется, что я совсем другой человек, чем две недели назад. В музыке ты меняешься после каждой песни.
Muztochka.com: Как вы решились на выступления в нью-йоркском метро? Возникали ли в процессе определенные проблемы. Нужно ли было кому-то отстегивать часть заработка за выступления?
Max-Freddy Marx Street: Нет. В Нью-Йорке раз в год проходит отбор музыкантов для выступлений в метро. Если проходишь - выступаешь. Многие туристы приезжают с целью послушать подземку Нью-Йорка, поэтому уровень музыки, как и критерии отбора, довольно высоки. Я не проходил отбор. Как и многие, играл нелегально. Приходилось пару раз убегать от полицейских.
Я приехал в Нью-Йорк для того, чтобы мою музыку услышали носители языка. Ведь, когда ты поешь в Украине, и тебе говорят “классно поешь!”, во многих случаях имеется ввиду не так качество песни, как произношение на английском. Конечно, за последние 2-3 года ситуация кардинально поменялась. Растут не только слушатели, но и музыканты.
Перед тем, как решиться выступать, я несколько раз приходил и уходил из подземки, так и не вынув гитару из чехла. Но в один момент решился, попробовал. За первый час мне накидали 13 баксов. Так все началось.
Muztochka.com: Как согласовывали график выступлений с другими музыкантами? Были ли у вас в Нью-Йорке “рыбные” места?
Max-Freddy Marx Street: Я просто приходил на место. Если никого не было - начинал играть. Если уже кто-то выступал - занимал очередь. Бывало по-разному. А “рыбное место” - это станция метро 14th Street.
Muztochka.com: Как прохожие реагировали на ваши песни?
Max-Freddy Marx Street: Иногда останавливались, чтобы послушать, иногда просто проходили мимо. Многие вдохновляли меня. Например, одна женщина кинула записку: “Свой последний доллар я отдала музыканту на предыдущей станции, но ты играешь круче. Сорри!”. Эту записку я храню до сих пор.
Также был случай, когда одна женщина, проходя мимом с мужем и детьми, кинула мне деньги и сказала: “Я не должна тебе деньги бросать”. “Почему же тогда бросила, - подумал я. - Я ведь не выпрашиваю здесь деньги. Просто играю свою музыку”. Потом она добавила: “Я должна твои песни по радио слушать, а не в метро”. Стало очень приятно.
Muztochka.com: Где записывали альбом To Go With You: дома или на студии? Можно ли, по вашему мнению, делать качественные записи для альбома дома? Если да, то что для этого нужно?
Max-Freddy Marx Street: Альбом To Go With You записывался во львовской студии “Джени рекордс”. Если говорить о качественной записи на домашней студии, то здесь смотря кто и что понимает под качеством. Сделать качественную запись на дому можно до определенного момента и для этого нужен соответствующий бюджет. Треки глобального уровня требуют большего. То, что считается качественным, например, для Киева, может не дотягивать до качественного европейского продукта и так далее.
Muztochka.com: В начале разговора вы сказали, что зарабатываете сугубо музыкой. Действительно ли это так? Ведь в наше время многие музыканты совмещают творчество с другой, приносящей доход, деятельностью.
Max-Freddy Marx Street: Честно, клянусь, занимался и занимаюсь только музыкой (смеется).
Muztochka.com: Дает ли вам музыка уверенность в собственном финансовом положении и завтрашнем дне? На сколько месяцев вперед расписан ваш музыкальный график?
Max-Freddy Marx Street: Уверенность дает. Я ведь не только продаю свои альбомы и получаю гонорары за концерты, но и пишу музыку для других исполнителей.
Музыкальный график расписан до средины сентября. Что касается ежедневного графика, то мой день начинается в 5:30 утра физических упражнений. Позанимавшись, сажусь за музыку. Утреннее время для меня самое плодотворное для работы. Пока нет шума и контактов с внешним миром, я точно понимаю, чего хочу от песни, которую пишу.
Muztochka.com: Расскажите о своих дальнейших творческих планах?
Max-Freddy Marx Street: Лечу на неделю в Казахстан. Отыграю там пару концертов. Потом выступаю на одном фестивале, даю сольный концерт. Затем на неделю сажусь в студию. Дальше на очереди “СХИД-РОК” и еще один фестиваль в Ровенской области. Потом снова студия и выступление в Беларуси. Что буду делать по возвращению - пока не знаю. Поживем - увидим.
Muztochka.com: Спасибо за интересную беседу!
Max-Freddy Marx Street: И вам спасибо!