Скрытые процессы в обучении детей письму

 Мы, взрослые, пишем автоматически, не задумываясь, какие психические процессы участвуют в акте письма.

Сегодня поговорим о неочевидных вещах.

Мы, взрослые, пишем автоматически, не задумываясь, какие психические процессы участвуют в акте письма. Но, я думаю, что каждому родителю будет полезно знать, что происходит во время обучения ребенка письму. Тогда станет понятнее, почему этот процесс сложный,  не быстрый и часто стрессовый.

Итак,

1. Сначала происходит звуковой анализ слова. Ребенок определяет последовательность и место каждого звука в структуре слова, проговаривая. Если не давать ребенку возможности проговаривать, будет больше ошибок

2. Соотнесение фонемы со зрительным образом буквы. Если бы дети учились сначала писать печатные буквы, этот процесс был бы облегчен. Если учить сразу с прописного варианта, то ребенок сравнивает два образа буквы и путается. Во многих странах учат писать сначала печатно

3. Далее подключаются  механизмы оптического контроля (связь рука-зрительная система) и моторной координации (связь рука - вестибулярная системе). Если у ребенка не зрелы эти механизмы, то овладение письмом будет не быстрым и потребуется дополнительное развитие зрительно-моторной координации

Механизмы слуховой дифференциации, правильного  произношения звуков, зрительного анализа и синтеза, пространственной и моторной координации должны быть развиты синхронно для того, чтобы ребенок легко овладел письмом. Если какое-то звено барахлит, оно нуждается в дополнительном тренировании другими методами.

Посмотреть Инстаграм проекта