Всем привет. Это же вроде как канал о работе, поэтому, я подумал, здесь будет уместна моя личная история, как я в 2014 году зашёл на рынок тыщезнаков на развес и не облажался (ну, почти). Начну с предыстории.
Разработчик сайтов
С 2012 по 2014 год я занимался созданием сайтов. Прошёл путь от гавнолендингов и сайтов визиток до довольно серьёзных порталов типа tysa.ru (сложный сайт на ASP.NET с посещаемостью 20–30 тысяч уников в сутки).
На тот момент я еще даже не открыл ИП, и делал сайты в чёрную, лично за всё отвечая. Мне было 18 лет, и я продавал сайты за примерно 100 тысяч рублей, что в моём понимании ощущалось как успешный успех.
Блог CallbackHunter
И вот на просторах Ютуба появился он — Руслан Татунашвили и его проект CallbackHunter. Смотреть с 38:07.
Что произошло со мной после этого выступления: я решил, что Руслан обращается ко мне. Точнее, мне очень понравилась эта концепция — будь открыт к людям, и люди потянутся к тебе. И я подумал, что Руслан открыт ко мне, и что если я ему напишу, то он ответит и у нас что-то завяжется.
Руслан в своём выступлении рассказывает про свой блог, мол, мы просто начали писать треш статьи, как, например, куча агенств недвижимости им просто не перезвонили (они оставили заявки на их сайтах, а они не перезвонили, хотя владелец этих агенств заплатил за этот лид дорогим кликом в Яндексе-директе).
Эти статьи генерили очень много заявок на виджет обратного звонка CallbackHunter, CTR у этих статей был высокий (люди активно кликали, переходили из поста в Фейсбуке на блог, лайкали, шэрили и комментировали), соответственно, клики стоили дешевле (примерно по 3 рубля).
Руслан нашёл золотую жилу трафика, и я подумал, что мне тоже есть что рассказать. Через несколько дней я пишу статью в Гугл-доке, и скидываю Руслану черновик в Фейсбук.
Я специально не запаривался над оформлением статьи, там было много опечаток и грамматических ошибок. Я думал так: скину, что есть, если понравится, допилю. Естественно, статью опубликовали как есть без всяких допилок, а я постеснялся сказать, что что-то не так. Я был так счастлив и ещё не знал про существование Джима Кэмпа.
На удивление, статья хорошо зашла. Ниже комментарии, которые до сих пор сохранились ↓
Помимо заявок для меня на создание / улучшение конверсии сайта (мою почту буквально завалило, я такого еще никогда не видел), эта статья дала самому Колбэкхантеру довольно много заявок на его виджет и просто посещений в блог.
После того, как я разгрёб все заявки на создание сайтов, хайп по поводу этой статьи поутих. Я набрал заказов на разработку, моя команда была занята их исполнением, а мне хотелось ещё ощутить этот контакт с аудиторией (до этого случая ничего подобного со мной не случалось, все заказы на создание сайтов я находил либо посредством холодных звонков, либо сарафанного радио, но в любом случае это были прямые активные продажи, встречи, презентации, поездки в офис и тд).
И тут как Арина Соболева, тогдашний маркетолог CallbackHunter, которая опубликовала мою статью без допилки ошибок, написала мне (по-моему в ВК):
Костя, где следующая статья, давай пиши ещё, ты можешь, у тебя хорошо получается, я в тебя верю
Я тогда не знал, что за каждый лид CallbackHunter платит по 200 рублей, поэтому мои статьи приносили компании деньги тоже (а не только мне за счёт заказов на сайты). То есть, одна такая статья сэкономила компании примерно 16 тысяч рублей, хотя писал я её всего несколько часов.
В процессе выполнения этих новых заказов у меня набралось много нового смешного контента, поэтому я выдал сразу 2 смешных статьи.
1 статья про «аналитику». Основная идея в том, что клиент настроил рекламу по ключевому слому «шоу» (он занимается одним шоу), и не настроил минус слова. Поэтому реклама показывалась в основном по запросам «Катя Самбука секс шоу смотреть». Конечно же, это слив бюджета.
2 статья про тараканов (про плохой дизайн). Чувак позвонил с проблемой «я уже всё перепробовал, и почему-то заявок с сайта нет».
Как всегда, статьи хорошо зашли в Фейсбуке. А статья про Катю Самбуку даже вышла в топ выдачи Гугла.
Первые деньги не с сайтов, а со статей
Как я уже сказал, все эти статьи я писал бесплатно, по фану, ничего не ожидая взамен (хотя они и приносили заказы на разработку сайтов). И тут случился мой день рождения, 6 февраля 2015 года, 19 лет. В соцсетях CallbackHunter выкатывает пост с поздравлением меня с ДР с моей отметкой.
Мне очень приятно, все счастливы, и через пару дней мне звонит Кирилл Ларин, основатель сервиса КарФин — это такой калькулятор расчёта кредитов для сайтов автодилеров / автосалонов / автоцентров. Он не только помогает рассчитать кредит, но и собирает лиды клиентов, что очень ценно.
Кирилл предлагает первый в моей жизни коммерческий заказ на текст, и я соглашаюсь. Цена была порядка 4000–6000 рублей. Я не знал, сколько это стоит, и я думал, что это очень дёшево, тем более, статья была обширная, обзор рынка калькуляторов, над которой пришлось довольно долго работать.
Эти события происходили ещё до популярности Максима Ильяхова, его сервиса Главред и школы редакторов (её по-моему тогда ещё не было). На рынке копирайтеры писали статьи с оплатой за тыщезнаки на развес. Я этого не знал, и мне в голову даже не приходило просить оплату за знаки. Я как-то интуитивно пришёл к тому, чтобы брать деньги за конечный результат, и не важно, сколько времени мне придётся потратить (перенёс подход из индустрии сайтов).
После того, как эту статью Кирилл принял, и она была опубликована на сайте Автомаркетолог (сейчас её там почему-то нет), Руслан Татунашвили придумал новую тему — сайт со скидками на SaaS сервисы #по-братски. Я уже не помню, как назывался домен, и скриншотов самого сайта у меня нет, но суть была такая. На одной странице собраны видные SaaS сервисы России, владельцы которых знакомые Руслана. И на каждый сервис можно получить скидку по промокоду. Суть в том, что напротив каждого сервиса была фотка его директора, а также ссылка на Фейсбук. Я сразу понял, что вот оно, мой новый канал продаж и моя целевая аудитория, мои новые клиенты.
Как я за 3 дня продал статей на 3 месяца вперёд
Я, недолго думая, составил в Ворде своё коммерческое предложение, и сохранил его в PDF. С этим предложением стал стучаться в личку ко всем этим людям, которые были директорами или основателями крупных SaaS сервисов. Большинство из них переводили меня на людей из отделов пониже, которые отвечают за маркетинг / контент. Таким образом я обошёл типичную процедуру поиска заказов на Фриланс биржах или через сайты типа hh.ru
Вот, кстати, тот самый ПДФ.
Таким образом, примерно за полгода после старта с полного нуля, у меня уже было довольно солидное портфолио, с известными брендами, результатами эффективности статей в виде лидов / продаж и даже отзывами заказчиков. Но не всё так просто...
Момент прозрения
Когда я выполнил все эти статьи, которые взял тогда за 3 дня, я начал искать новые заказы по тому же принципу — обратился к тем же людям из тех, кто тогда не ответил. В этот раз мне удалось достучаться до Михаила Токовинина, основателя qSoft и amoCRM.
Мы договорились созвониться в Скайпе и у нас состоялся примерно такой разговор:
— Михаил, я умею писать статьи, лучше всего получаются всякие кейсы и истории из жизни. про бизнес, для предпринимателей.
— Это круто, у нас как раз продукт для предпринимателей. И тематика у нас максимально широкая — что-нибудь про продажи и про бизнес.
— Нет, Михаил, я обычно по-другому работаю. Предыдущие заказчики мне обозначали тему, на которую нужно сделать статью, я садился и писал. Если надо, брал интервью у специалиста (например, SEOшника), потому что сам я не шарю и могу наговорить глупостей.
— Так это же дешёвая работа, она ничего не стоит. Если я за вас придумаю статью, за что вам деньги платить — за перепечатывание моих слов из аудио в текст? Мы готовы платить больше рынка, но только если вы сами будете придумывать уникальные авторские статьи на заданные тематики. И причём, качественные.
Вот тут-то я и прозрел. И понял, что зря я брал деньги по 8–12 тысяч за статью (да, последние клиенты уже платили столько, причём один из клиентов поначалу, до того как столкнуться с моей реальной работой, хотел меня схантить: «Константин, я понимаю, что мы у вас не одни такие хорошие, вы для всех пытаетесь писать, но... мы бы хотели купить вас на постоянную работу, назовите цену, сколько вы бы хотели получать в месяц»).
Я тогда понял, что дело не в грамотности статей, а в сути и смысле. Если я не шарю в какой-то теме, а мне надо о ней написать, статья заведомо будет хреновой. После разговора с Михаилом мне вообще стыдно стало писать, и я ушёл немного в другую отрасль, но об этом позже (в другой статье, но это не точно).
Первые мои статьи были такие успешные, потому что были написаны от души. Пускай и не грамотно, с кучей ошибок, но в них был смысл и суть. Я знал, о чем пишу, и это круто сработало.
Последние мои статьи были намного грамотнее самых первых, но это их не спасло. Они скучные и унылые. Сразу видно, что написаны под заказ.
С тех пор я завёл себе правило:
Не открывай рот, когда тебе нечего сказать
Поэтому я так редко пишу в блог и в этот канал :)
И ещё: Наталия Радченкова сразу раскусила, что я хреновый копирайтер. Я не знал об элементарных вещах, например, 1 абзац — 1 мысль, страдательный залог и тд. Поэтому спасибо ей за терпение и труд, она помогла мне сильно засомневаться в моём профессионализме и в итоге стать лучше. После работы с ней я стал гуглить курсы, как писать хорошо, и наткнулся на Ильяхова. Он тогда только запустил продвинутую рассылку Главреда, я сразу же купил, и это потом сильно изменило мою жизнь.
После всех этих событий я стараюсь писать что-либо только если сам разбираюсь в теме и имею какой-то опыт, которым я могу поделиться.
Если же я в теме не шарю, максимум. что я могу сделать: статью на основании видео. Это отлично работает в емейл-маркетинге, когда тебе надо продать семинар какого-то спикера. Ты можешь не шарить в теме, но посмотрев его видео, делаешь короткие статейки (выжимки из видео), и это работает хорошо.
Главное в этот момент понимать, что автор — он, и мысли его, а не твои. Свои мысли надо заработать интересной жизнью. опытом, размышлениями.
Ну всё, всем покасики, я задолбался. Надеюсь, хоть кому-нибудь будет полезно.